Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Неделю пред Воздвижением в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре 25.09.2011

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НЕДЕЛЮ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ В ВОСКРЕСЕНСКОМ
НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОМ МОНАСТЫРЕ

25.09.2011

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы празднуем особое воскресенье, которое называется воскресеньем перед Воздвижением. Послезавтра, 27 сентября, — великий двунадесятый праздник Воздвижения Креста Христова, и в этот день верующим людям предлагаются особые евангельское и апостольское чтения — чтения, в которых говорится о Кресте Христовом (Гал. 6,11-18; Ин. 3, 13-17).

108

 

 

Сегодня из Евангелия от Иоанна мы слышали: ...не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3,17). Эти слова помогают нам понять смысл первого Пришествия Спасителя. Он воплотился и пришел в мир не для того, чтобы выносить суд миру. Суд — это Его второе Пришествие, Его особая миссия в конце истории. Через воплощение Сын Божий приходит в род человеческий только для одного — чтобы спасти мир.

В каком-то смысле эти слова могут вызывать недоумение даже у верующих людей. Ведь каждый знает, что Бог наказывает за грехи; но если Сын Человеческий пришел в мир не для того, чтобы судить, что же тогда означает Божие наказание? Ведь правду являет суд — какое же наказание может быть без суда?

Для того чтобы проникнуть в смысл этих особо значимых слов Евангелия от Иоанна, нам и предлагается сегодня чтение из Послания апостола Павла к Галатам, в котором говорится: ...я не желаю хвалиться ничем, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят (Гал. 6,14). Что это означает? О каком распятии мира на Кресте говорит апостол Павел? Ведь на Кресте был распят Спаситель, принеся Себя в жертву за грехи рода человеческого, — но был распят Он, а не мир. В каком смысле эти слова свидетельствуют об особой миссии Спасителя — миссии искупления?

Слова апостола Павла помогают нам понять то, что произошло на Голгофе. По правую и левую стороны от Креста Христова висели разбойники — преступники, которые были наказаны по справедливости. По законам человеческого суда они оба были повинны смерти. Но что происходит с ними на Голгофе рядом с распятым Спасителем? Один из преступников осуждается Богом, ибо хулит Бога. А тот, что справа, который такой же разбойник и с точки зрения закона и человеческого суда ничем не лучше того, кто висит с левой стороны, — вдруг неведомым и непостижимым для человеческого разума и тем более суда образом свидетельствует о Христе как о Сыне Божием, Который вступит в Свое Царство; и этот разбойник, осужденный человеческим судом, оправдывается Господом: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43).

Крест Христов явился мерилом правды, мерилом истины, сокрытым от всякой человеческой мудрости и человеческого суда. Наш русский, православный крест изображает эту истину через особую

109

 

 

символику: нижняя перекладина правой своей стороной (по отношению к Спасителю) поднята кверху, а левой опущена книзу — это символ весов, символ справедливости, символ суда. Крест Христов, являясь мерилом правды, и дает возможность суда Божиего — не того суда, когда Бог определяет, кто прав, а кто виноват, но того, когда сам человек своими мыслями, своими делами судит себя, поставляя по правую или левую сторону от Бога. Вот почему апостол и говорит, что для него мир распят на кресте, — потому что именно Крест дает мерило правды, отделяя добро от зла.

Конечно, у этих слов есть и иное толкование. Но давайте задержим свое внимание именно на этом, потому что сегодняшнее Евангелие говорит, что Христос пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир. Он дает нам крест — мерило истины и правды, — и каждый человек, который принимает на себя крест во имя Божие, обретает ведение того, что есть правда и что ложь, что есть добро и что зло.

Крест — это символ страданий. А разве отсутствуют страдания в роде человеческом? Отнюдь нет. Каждый человек проходит через муки, через страдания, через скорбь. Через муки и страдания проходит и весь род человеческий, особенно в наше просвещенное время, когда развиты науки, когда человек достиг огромной высоты знаний и великого могущества над природой. В это самое время страдания человеческого рода становятся еще более зримыми на фоне некоего внешнего благополучия, они умножаются — мы видим страдания личности, общества, целых народов.

Страдания побудили одного из разбойников хулить Спасителя, а другого — Его прославить. Через страдания человеческий род судит сам себя. Не Бог является источником страданий — их источником являются люди. Каждый человек, проходящий через душевную скорбь и муку, может обрести спасение, у него могут открыться глаза, он может почувствовать Божие присутствие и понять истину — и напротив, может закостенеть в грехе, возыметь ропот на Бога, отвергнуть Его и погибнуть.

Не Сын Человеческий судит мир, но сами люди себя судят — через страдания и скорбь, и мерилом этого суда может быть только Крест Христов. Если мы принимаем Сына Божиего в свое сердце, если верим в исцеляющую силу Его Крестных страданий, то наши

110

 

 

страдания — суд, творимый нами над самими собой, — будут во спасение, и, проходя через человеческую скорбь, мы будем обретать жизнь вечную.

Да поможет всем нам Господь уразуметь великие Божественные мысли, что даются нам в откровении, понять смысл Креста и человеческих страданий, вспомнить о разбойниках, один из которых хулил, а другой прославлял Распятого, и понять великие слова, преподанные нам в Евангелии от Иоанна: «Не для того пришел Сын Человеческий, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.