13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 27.09.2010
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО
И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
27.09.2010
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В день Воздвижения Креста Господня мы слышим слова апостола Павла из его Первого Послания к Коринфянам, которые помогают нам понять саму суть христианства. Апостол говорит: «Я был послан Христом благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте... для иудеев соблазн, а для еллинов безумие... а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1,17-18,23). Апостол свидетельствует о том, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну Крестной жертвы Спасителя.
105
Если пытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь и страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов и ценностей, то всё действительно кажется безумием. Вот почему эллины, основывавшие свою жизнь на философии, науке, человеческой мудрости, и считали проповедь о Христе безумием. Иудеи же опирались не на философию или науку — у них была вера в Единого Бога; но свое спасение они связывали в первую очередь с освобождением от римлян. Иудеи долго страдали под гнетом языческой цивилизации и считали, что спасение невозможно до тех пор, пока не придет Мессия и не изгонит римлян. А потому для иудеев проповедь о кресте была великим соблазном — она никак не сочеталась с их чаяниями, их надеждами, их идеалами устроения земной жизни.
В самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на всю миссию Христа Спасителя, на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания и смерть, — как все это далеко от современных идеалов бытия! Нам кажется, что мы понимаем смысл совершённого Христом, — ибо мы уже знаем историю и знаем, что происходило после крестной смерти Спасителя. Но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, — разве бы мы поняли? Какого избавления можно ждать от слабого человека, который не имеет ни денег, ни власти, который не владеет светской, языческой мудростью и философией? Какого избавления ожидать от Того, Кто ходил в окружении Своих учеников — малограмотных рыбаков с Геннисаретского озера? Наверное, и мы с вами отнеслись бы к проповеди Спасителя так же, как древние, потому что Божественная проповедь не соответствует образу жизни людей — вот почему она безумие и соблазн одновременно. И апостол Павел, сознавая колоссальное отличие человеческих ценностей и жизненных идеалов от проповеди Христа, говорит о том, что был послан благовествовать не в премудрости слова — ибо всякая человеческая премудрость, исходящая из ценностей мира, неспособна оценить во всей полноте то, что совершил Христос.
Спасение через Пришествие в мир Сына Божиего, восшедшего на Крест, претерпевшего поношения и скорби ради рода человеческого, действительно выходит за рамки человеческой логики. Почему же Его образ так притягателен? Почему, несмотря на то, что данные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми,
106
уже две тысячи лет именно на Него взирают люди, когда начинают задумываться о своем спасении? Да потому что все, что совершил Спаситель, совершил для нас Сам Бог. Мои мысли — не ваши мысли (Ис. 55, 8), и дела Мои — не ваши дела, — говорит Господь.
Мы не можем понять глубины и силы Божественной мысли и Божественного действия. Мы можем только открыть свое сердце навстречу этим мыслям и этим делам и, открывая сердце, вдруг начинаем понимать — не на уровне отточенных формулировок, ибо никакими формулировками не выразить Божественного замысла, — а сердцем — что есть Христос для каждого из нас. Именно от восприятия человеком Божественного слова и пробуждается сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Креста и страданий всемогущего Бога — это любовь. Не долг, ибо Бог никому ничего не должен; не волшебная сила, ибо Бог никого не спасает автоматически, но только любовь. Только любовь могла подвигнуть и действительно подвигла Господа на то, чтобы Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял на Себя всю тяжесть страданий.
Пониманию тайны Креста нам помогают и аналогии, которые мы находим в своей жизни. Когда человек способен пожертвовать собой ради другого? Только тогда, когда он его любит. Когда люди готовы пожертвовать собой ради Родины? Только тогда, когда они ее любят. Никаким долгом и никакой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого. Лишь тогда, когда в сердце и в уме есть любовь, человек готов добровольно пожертвовать собой. Вот почему и говорит Господь: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).
Значит, тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через человеческие мудрствования и не через политические ожидания, как то было у иудеев, римлян и эллинов, а только человеческим сердцем, изнутри человеческой природы. Почему так? Да потому, что Бог создал нас по Своему образу. Он вложил в нас Божественный нравственный закон. Когда человечество перестанет понимать Бога и жить по закону, который Он вложил в сердце человека, тогда и наступит конец. А пока продолжается борьба — борьба между теми, кто никогда не поймет Спасителя, не поймет Божиего замысла о мире и о человеке, и теми, кто несет
107
в своем сердце веру в то, что Бог, как сказал апостол Павел, юродством проповеди спасает мир (1 Кор. 1, 21).
Легко или тяжело быть верующим человеком? Легко, потому что это соответствует природе человека. Идти против Бога — значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божиего, вложенного в каждого человека. И в этом смысле жить в соответствии с законом Божиим — легко, ибо это жизнь в соответствии с человеческим естеством. Но одновременно и трудно, потому что огромное количество людей живут согласно другим законам бытия, перед ними совершенно другие цели, они исповедуют другие ценности. Опасность переживаемого нами времени состоит в том, что именно эти не происходящие от Божиего замысла цели и ценности предлагаются сегодня всему роду человеческому в качестве некоего идеала устройства человеческой жизни. Происходит это потому, что грех помрачает нравственную природу человека — помрачает разум и искажает жизненные ориентиры. Слова апостола Павла показывают нам всю эту конфликтность, все это противоречие: для одних слово о кресте — соблазн, для других — безумие... а для нас, спасаемых — сила Божия. И пока для рода человеческого слово о кресте будет силой Божией, до тех пор и будут спасаться люди. Несмотря на свои слабости, падения, греховность, они будут идти ко Христу, будут преклоняться пред Его жертвой, пред Его Крестом, который является для всего мира символом спасения. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.