Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю святых праотец в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 26.12.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

26.12.2010

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Всех вас поздравляю с воскресным днем, с Неделей праотцев и с рукоположением нового епископа2, которому предстоит непростое служение на земле Молдовы, дабы укреплялась вера православная в благочестивом народе этой страны, укреплялось и сохранялось единство нашей Поместной Православной Церкви.

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Волоколамский Иларион, митр. Астанайский и Казахстанский Александр; архиеп. Наро-Фоминский Юстиниан, архиеп. Ярославский и Ростовский (ныне митр. Екатеринбургский и Верхотурский) Кирилл; еп. (ныне архиеп.) Тираспольский и Дубоссарский Савва, еп. Катульский и Комратский Анатолий, еп. Унгенский и Ниспоренский Петр, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Бельцкий и Фэлештский Маркелл.

2 За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству архиереи совершили хиротонию архим. Никодима (Вулпе) во еп. Единецкого и Бричанского.

869

 

 

Сегодня особый день — мы вспоминаем праотцов, приготовляя себя к празднику Рождества Христова. Праотцы — это те, кто предшествовал Спасителю в эпоху Ветхого Завета, кто совершал особое служение, сохраняя правду Божию в избранном народе, сохраняя веру в то, что придет Избавитель мира, Христос Спаситель, Мессия. И для того чтобы, с одной стороны, подчеркнуть то великое значение, которое имели ветхозаветные праведники, а с другой — чтобы сказать о том, что принадлежность лишь по крови к избранному народу не спасает, апостол Павел в Послании к Колоссянам, которое мы сегодня слышали, говорит о том, что в Церкви Божией нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни свободного, ни раба, ни мужеского пола, ни женского... но все и во всем Христос (Кол. 3,11; Гал. 3, 28).

Неслучайно именно в Неделю праотцев мы читаем на Божественной литургии Евангелие от Луки, где Господь рассказывает Своим ученикам притчу о богатом человеке, который хотел предложить трапезу своим друзьям, но никто не пришел, ссылаясь на разные обстоятельства жизни (Лк. 14, 16-24). Тогда он позвал людей с улицы — тех, кто не был ему ни другом, ни родственником, — чужих людей, причем не самых благополучных: и больных, и хромых, и слепых, и нищих — тех, кого богатые люди к себе на трапезу обычно не приглашают.

По святоотеческим толкованиям хорошо известно, какой смысл вложил Господь в эту притчу: Он говорил об иудейском народе, к которому Он пришел, который пригласил на трапезу, — но очень многие отказались прийти. И тогда (уже не при земной жизни Спасителя, а позже) на Божественную трапезу были приглашены все народы Земли — и эллины, и иудеи, и варвары, и скифы, и рабы, и свободные, и мужчины, и женщины. И как много было среди них недостойных — духовных калек, духовно нищих, духовно слепых, но пред всеми ними была открыта дверь в Царствие Божие. Все они были желанными гостями на пире веры; перед всеми открылась возможность стать членами Церкви Христовой.

И великое множество людей пришло в Церковь, которая всегда была сильна тем, что провозглашала равную возможность для любого человека прийти ко Христу — вне зависимости от национальности, положения, пола, вне зависимости от того, какое место в обществе занимает человек. Никаких ограничений, никаких условий,

870

 

 

никаких неудобоносимых бремен — только призыв Божий. И в ответ на этот призыв в течение всей истории происходит великое Божие чудо. Люди, забывая о своих национальных, социальных, политических, имущественных различиях, устремляются к этой двери в Церковь и входят на пир веры.

Наша Русская Православная Церковь, являющаяся частью Церкви Вселенской, также не различает национальностей. Сегодня мы рукоположили во епископа молдаванина для Церкви Молдовы, которая есть часть Московского Патриархата. У нас есть сотни этнических групп и национальностей, и к каждой обращено слово о вере, обращена проповедь о Христе. Поэтому так ранит наше сердце всякое упоминание о межнациональных рознях, когда брат восстает на брата только потому, что тот отличается от него национальностью.

Конечно, христианская открытость к любому человеку не означает терпимости ко греху и неправде. Христианская вера не призывает к слабости, но воспитывает людей, способных защитить невинного человека от всякого рода поношений и насилия — вне зависимости от национальности тех, кто совершает это насилие.

Сегодняшнее Евангелие от Луки учит нас еще и тому, что спастись автоматически невозможно. Древние иудеи, принадлежа к избранному роду, были уверены в том, что они в силу своего избрания — род спасаемый, что они непременно будут на пире веры, на котором их примет Бог. Такова была их удивительная уверенность в том, что само рождение в народе избранном предопределяет спасение; в сознании древних иудеев достаточно было исполнять внешние предписания закона — и человек автоматически спасался.

Когда мы об этом задумываемся, то говорим себе: «Это неправильно, человек не может спастись в силу принадлежности к той или иной нации». Но мы забываем продолжить эти размышления и сказать, что человек автоматически не спасается и в силу принадлежности к Церкви. Можно принять Крещение, можно приходить в храмы Божии, можно даже участвовать в Таинствах — и не спасаться, а погибать.

Прозвучавшие сегодня слова апостола и евангелиста Луки, излагающего притчу Самого Спасителя, — это слова, разящие нашу — людей церковных — совесть. Может быть, мы и есть те самые люди, кто отказался прийти на Божественную трапезу? Потому что один из

871

 

 

нас женился, другой землю купил, третий волов приобрел, — и нам некогда прийти к Господу. И землю покупаем, и женимся, и приобретаем вместо волов множество других вещей, — и все эти заботы о земле, о семье, о материальном благосостоянии, о деньгах порабощают наше сознание и наше сердце. Мы и в воскресный день погружаемся в них, а не идем в храм Божий. Мы забываем о своей принадлежности к Церкви, о своих обязательствах, принятых у купели Крещения нами самими, если крестились взрослыми, или нашими восприемниками, если нас крестили в детстве.

А что затем? Затем Господь сделает то же, что и в древней притче. Он пошлет Своих вестников на улицы городов и скажет хромым, слепым, несчастным, духовно и физически больным людям: «Приходите ко Мне»; и если они наполнят пир Божий, то наполнят потому, что там много пустых мест.

Эта притча заставляет задуматься каждого из нас о необходимости возобновить наше христианское призвание, вспомнить о наших крещальных обетах, понять, что быть христианином — это самая главная задача человека, а все остальное вторично — и земля, и семья, и волы, и все то, что окружает современного человека. Главное — это Бог и общение с Ним в Церкви Христовой.

Слова притчи, которую сегодня мы с вами слышали за Божественной литургией, должны быть для нас понятны и убедительны. Памятуя о них, мы должны с достоинством нести свое христианское призвание, сознавая, что быть христианином — это главное дело нашей жизни! Аминь.

872


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.