13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре 19.12.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ,
АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА,
В НИКОЛО-УГРЕШСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ
МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ
19.12.2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец Варфоломей2! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с великим для нашей земли праздником памяти святителя и чудотворца Николая, великого угодника Божиего, к которому народ наш притекает с горячей верой и надеждой на его предстательство пред лицем Всевышнего и не посрамляется в своей вере, потому что святитель Николай слышит наши молитвы, слышит наши воздыхания и отвечает на них. Именно в такой обратной связи и заключена вся сила религиозного опыта человека. Именно потому, что Небеса отвечают, что мы чувствуем присутствие святых угодников Божиих в нашей жизни, мы и обращаем к ним свою молитву.
Святитель жил в трудное время. С одной стороны, Церковь в Римской империи была легализована, гонения прекратились, но с другой — огромное количество язычников, которые еще вчера с недоумением или презрением относились к христианству, оказались в ситуации, когда быть христианином стало по меньшей мере безопасно, а иногда и выгодно. Тогда многие устремились в Церковь — и не просто устремились, но попытались навязать ей законы земной
1 Митр. Астанайский и Казахстанский Александр, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Саратовский и Вольский Лонгин; архиеп. Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, архиеп. Сергиево-Посадский Феогност, архиеп. Егорьевский Марк; еп. Пензенский и Кузнецкий (ныне митр. Пензенский и Нижнеломовский) Вениамин, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Нежинский и Прилукский Ириней, еп. Ейский (ныне Ейский и Тимашевский) Герман, еп. Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, еп. Каменский и Алапаевский (ныне Белёвский и Алексинский) Серафим, еп. Бирский (ныне Салаватский и Кумертауский) Николай, еп. Касимовский и Сасовский Дионисий, еп. Нижне-Тагильский и Серовский Иннокентий, еп. Шахтинский и Миллеровский Игнатий, еп. Скопинский и Шацкий Владимир, еп. Балашовский и Ртигцевский Тарасий.
2 Игум. Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского монастыря.
858
жизни, стремясь делать карьеру в Церкви, перенося в ее внутреннюю, духовную жизнь стихии мира сего.
В это время в Церкви начинаются внутренние брожения. Те, кто пришел извне, привнес в Церковь не только свой образ жизни, но и свое мировоззрение, свои знания, которые к тому времени были выработаны классической языческой школой. Их образование было далеко от христианства, и, желая соединить свое языческое мудрствование с основами христианской веры, многие стали привносить в эту веру то, в чем были сами воспитаны. В результате Церковь столкнулась с таким явлением, как ересь, потому что люди, не имевшие духовного опыта, не имевшие внутренней силы духа, опыта молитвы и смирения, привносили в Церковь свое мнение, свои убеждения, которые нередко входили в противоречие с апостольской проповедью.
По милости Божией именно в эту эпоху начинаются Вселенские Соборы, которые были призваны защитить Церковь от лжеучений, сохранить неповрежденной ту веру, которой апостолы были научены от Самого Христа Спасителя и которую они передали последующим поколениям епископов и всему народу Божиему. И в это же сложное время Господь воздвизает и великого Своего угодника, молитвенника, духовную опору для многих — епископа Мир Ликийских Николая, ставшего чудотворцем и всемирным светильником веры.
Непросто было святителю Николаю отстаивать Православие. Об этом мы знаем из истории Церкви: он был среди отцов I Вселенского Собора, где противостоял Арию, понимая всю пагубность для Церкви его лжеучения, которое, опираясь на античную логику, пыталось низвергнуть самое основополагающее, что было в христианстве, — веру в то, что Иисус Христос есть Сын Божий.
Много претерпел святитель и чудотворец Николай, и неслучайно в день его памяти, как и в дни памяти большинства святителей, читается Евангелие от Луки, в котором содержатся четыре из девяти заповедей блаженства. Все эти заповеди связаны со скорбью, со слезами, с голодом, нищетой, гонениями, что обобщается в последней из них: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Радуйтесь и веселитесь тогда, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 22-23). Эти слова Спасителя означают, что слово
859
о Нем, слово о Боге, слово Церкви никогда, ни в одну эпоху, не будет легким для восприятия людьми. Ведь для того, чтобы принять Божию истину, чтобы принять величайшее Небесное откровение, нужно во многом отказаться от самого себя, нужно переменить образ своей жизни, образ мысли по заповедям Божиим, а это очень трудно.
Но ведь слово Божие разит, как обоюдоострый меч (Евр. 4, 12). Нельзя сделать вид, что его не существует, — слово Божие есть постоянный вызов человеческому уму и человеческой совести. Именно поэтому те, кто не способен принять это слово, те, кого оно больно обжигает, отказываются его принять; и тогда они поносят тех, кто провозглашает слово Божие. Такова в первую очередь участь преемников апостолов — епископов Церкви Божией, на которых лежит вся ответственность за сохранение веры в народе, за научение каждого последующего поколения людей истинам, которые открыл нам Бог через Сына Своего. Именно поэтому сегодня, в день памяти святителя Николая, как и в дни памяти каждого из святителей, то есть епископов, прославленных в лике святых, в Церкви Божией читаются эти слова.
Нередко, сталкиваясь с человеческой злобой, с неправдой, с кощунством, мы глубоко переживаем это, в частности, и лично. Но для архиереев Божиих это утешение, ибо слова Господни свидетельствуют о том, что брань между светом и тьмой, между Богом и диаволом, между правдой и ложью не закончится, пока не приидут новое небо и новая земля (Откр. 21, 1). И одновременно это слова утешения для каждого верующего человека, ведь евангельское слово обращено не только к архиереям, но ко всему народу Божиему. Это значит, что каждый верующий, — если он осознанно воспринимает свою веру, если он стремится жить по законам этой веры, тем более если он проповедует правду Божию, — становится неприемлемым для тех, кто эту правду оскорбляет. А в истории было всякое — и клеветали, и поносили, и даже убивали лишь за христианские убеждения...
Сегодня мы живем в то время, когда свидетельство о Христе особенно востребовано людьми. Многие понимают, в каком тупике оказывается все человечество, весь человеческий род, и жаждут услышать это свидетельство, принесенное в мир Господом нашим и Спасителем. Но всегда были, есть и будут люди, которые не только не примут этого свидетельства, но и обрушат свой гнев и свою злобу на тех, кто проповедует Христа. Именно поэтому Церковь Божия, пребывающая
860
в человеческой истории, именуется Церковью воинствующей, — потому что она борется за то, чтобы мир Божий восторжествовал в роде человеческом. Она борется не с оружием в руках, — она борется, одухотворяемая и вдохновляемая словом Божиим.
К этой борьбе причастны не только архиереи и священнослужители, но и весь народ Божий. И может быть, главный вывод, который мы сегодня должны сделать из евангельского чтения, из празднования памяти святителя и чудотворца Николая, — это то, что все мы, — и священнослужители, и миряне, — причастны его делу, причастны тому, к чему Господь всех нас призвал. Это наш долг — проповедовать Христа распятого (1 Кор. 1, 23) и воскресшего, проповедовать и утверждать в мире мир Христов.
Мое особое слово сегодня обращено к недавно рукоположенным архиереям1, которым предстоит созидать жизнь Церкви, обустраивая новые епархии, нести архиерейское свидетельство туда, где его часто не было, сталкиваться с вызовами, с которыми они как священнослужители ранее не сталкивались. Помните, братие, и пример святителя Николая, и те евангельские слова, что сегодня были возглашены всем нам. Пусть эти слова отобразятся в вашей душе, в вашем сознании, в ваших делах! Пусть эти великие слова отобразятся в жизни всех нас, всей нашей Церкви, идущей по пути великого и судьбоносного свидетельства о Христе распятом и воскресшем! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.