13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в Иверском соборе бывшего Николо-Перервинского монастыря г. Москвы 19.12.2009
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ,
АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА,
В ИВЕРСКОМ СОБОРЕ БЫВШЕГО НИКОЛО-
ПЕРЕРВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ г. МОСКВЫ
19.12.2009
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Церковь наша торжественно прославляет память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Святитель Николай жил в конце III — начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет, и в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви, потому что он прожил удивительную жизнь, стяжав огромную силу духа, и своей горячей верой приблизился к Богу настолько, что Бог сообщил ему особую силу — силу совершать чудеса.
849
Память Церкви — ее предание. Мы, изучая историю, узнаем о каких-то исторических событиях, но впоследствии редко о них вспоминаем; очень часто мы и вовсе забываем то, чему были научены в школе или в вузе. Это мертвая память — она не живет, она не приводит в действие душевные силы, она не влияет постоянно на разум человека. Но память, хранимая в Церкви, предание Церкви — это живая память; она поддерживается искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, — к святым Божиим угодникам.
Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы подчас обращаемся к нему каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И получаем от него ответ — наши молитвы осуществляются. Он являет свое присутствие в нашей жизни в том числе и через свои чудотворные и мироточивые мощи, сохраняющиеся в городе Бари и обильно покрывающиеся благоуханным миром. Это миро собирается каждый год, и паломники, посещающие Бари, имеют возможность помазать себя этим миром.
Чем же прославился святитель Николай? Что лежало в основе его святой жизни? Мы все хорошо знаем тропарь святителю: в нем мы называем его «правилом веры и образом кротости». Лучше сказать невозможно — весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости.
Кротость — это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение во многом формируется окружающей человека средой — теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании фактически не присутствует такое понятие, как кротость, и мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха (а успех является целью жизни многих людей) лежит непременно борьба. Мир живет по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кро-
850
тость! — ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека.
Внешне это качество выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен. Однако можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, — и все же это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа, она есть внешнее проявление человеческого смирения. Это, если хотите, особая философия жизни — правильная философия, правильная картина бытия, когда человек «вписывается» в эту картину наилучшим образом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое — центральное — место Богу; в смирении человек обнаруживает свои лучшие качества; в смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба.
В конце концов, человеческое смирение — это огромная сила, когда человек способен достигать поставленных перед собой целей, не раня других людей, не нанося им ущерба и урона. Построение таких отношений с людьми дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть смиренного человека чиста: никого не обидел, никого не обманул. И как же сладка победа такого человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого ущерба для других! Действительно, нужно иметь огромную силу, чтобы так прожить жизнь. Но если в основе наших поступков лежит мировоззрение, то кротость также основывается на определенном мировоззрении — христианском взгляде на жизнь, который формируется христианской верой. Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», — потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение, кротость станет естественным проявлением этой веры...
Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором содержится повествование о Нагорной проповеди. Какие ясные заповеди дает нам Господь! Если жить по этим заповедям, если сохранять правильную веру, не подвергать ее искажениям, не вносить в нее комментарии и поправки, проистекающие от человеческого мудрствования; если не вносить в нее ошибок, проистекающих от человеческой
851
греховности, а сохранять ее в чистоте, тогда и будем мы иметь прочную мировоззренческую основу для построения счастливой, мирной, спокойной жизни, в которой достижение человеческого успеха совсем не означает непременного конфликта с окружающими.
Святитель Николай жил этой верой. Но получилось так, что эта чистая и святая вера, имеющая источником Божественное откровение, то есть Самого Бога, с глубокой древности подвергалась попыткам ее изменить, разрушить или привнести в нее греховное человеческое измерение. Вся история Церкви — это история борьбы за чистоту веры, и святитель Николай был активным борцом за сохранение веры православной. Он был участником I Вселенского Собора и боролся с пресвитером Арием — еретиком, который человеческое философское мудрование пытался внести в христианскую православную веру, разрушив саму ее основу. Арий учил о том, что Христос — не Сын Божий, что Он не единосущный Отцу, что Он не Бог, а лишь некое высшее творение. Но если Христос — творение, то разве могло бы Его смертью и Его Воскресением осуществиться спасение?
Ересь Ария была направлена на то, чтобы разрушить саму основу христианской веры. Святитель и чудотворец Николай, будучи «правилом этой веры», вместе со своими собратьями по епископату в 325 году в Никее — малоазийском городе, куда съехались епископы со всего мира на I Вселенский Собор, — защитил православную веру и тем самым явил пример того, как нужно беречь сокровище веры, чтобы оно могло быть положено в основу нашей жизни.
Но чтобы жизнь формировалась на основе веры, она должна быть чистой, незамутненной, непомраченной человеческим мудрованием. Сложность заключается в том, что человек воспринимает веру разумом, а разум формируется под влиянием окружающей среды. И каждое последующее поколение людей, воспринимает веру — ту самую, единственную, святую, чистую, — через призму своих взглядов и убеждений. В этом нет ничего дурного, — так устроен человек: люди XXI века не могут мыслить так, как мыслили люди III или IV века. Но, воспринимая современным разумом, сквозь призму современных знаний свою веру, мы не должны ее разрушать, привнося в нее свое греховное человеческое мудрование.
Всему этому нас учит святитель и чудотворец Николай, учит сонм других святых угодников. Для нас все это очень актуально, потому
852
что в наше время, время суетное, многие люди неспособны в чистой вере — в этом дивном источнике Божественной мудрости — видеть основание своей жизни, норму своего бытия. И потому такая огромная ответственность лежит на Церкви, в частности и на ее служителях, — они должны помогать каждому последующему поколению людей воспринимать норму веры, образ веры и полагать эту веру в основу своей жизни.
В обители, где мы совершаем сегодня богослужение, молимся с вами, находится духовная семинария. И потому у меня особые слова к семинаристам — к тем, кто завтра станет на путь служения Церкви. Я призываю вас всегда оставаться верными тому источнику Божественной мудрости, который открывается нам в нашей православной вере. Одновременно я призываю вас быть способными доносить до сознания современных людей смысл веры в ясных, понятных и убедительных словах — с тем чтобы вера не воспринималась лишь как некое наследие прошлого, как часть национальной традиции и фольклора, потому что вера есть в первую очередь мировоззренческое основание нашего бытия. И если современники наши сумеют проникнуться всем, что несет в себе Божественное слово, и заложить это в свою жизненную основу, то эта жизнь действительно станет прекрасной. И человеческий успех, и развитие — все, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено и может действительно послужить полноте человеческой жизни. Мы молимся сегодня святителю и чудотворцу Николаю, чтобы он вразумил нас и помог нам на незыблемом камне правила веры строить жизнь, исполненную кротости, духовной силы, смирения. Аминь.
853
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.