13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святого благоверного князя Александра Невского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 6.12.2009
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО
КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
6.12.2009
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Только что мы прослушали отрывок из Евангелия от Луки, в котором Господь предлагает слушавшим Его притчу о богатом человеке, у которого уродился большой урожай. Размышляя о том, что сделать со всем этим добром, богатый человек решает: «Разрушу старые свои житницы, амбары, построю новые, большие, и соберу туда все плоды мои и всё добро мое, и скажу душе моей: душа!., ешь, пей, веселись». И говорит Господь: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут от тебя; кому... достанется все это?» А завершается притча словами: Так бывает со всяким, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12,16-21).
Эта евангельская притча несет в себе огромный смысл, который должен усвоить каждый человек вне зависимости от своего достатка — будь то человек богатый или скромных материальных возможностей. Эта притча должна быть правильно понята: Господь не осуждает человека за то, что он решил построить новые амбары и собрать туда урожай. Если бы речь шла только об этом, то богатый человек явил бы собой пример рачительности о материальных благах, которые ему послал Бог. Господь не осуждает намерение улучшить дело, которое совершает этот человек. Но вслед за доброй мыслью построить новые, более обширные амбары, чтобы собрать туда
822
богатый урожай, чтобы ничего не погибло, последовала другая мысль — греховная, а потому и опасная: И скажу душе моей... ешь, пей, веселись. Этот человек в своем богатстве усмотрел абсолютную ценность. Больше ему ничего не было нужно — мол, материальные средства есть, а дальше — наслаждайся жизнью, бери от жизни все, ни о чем не думай, не забивай себе голову никакими другими мыслями, не ставь перед собой никаких целей; ты получил материальные ценности, и они открывают перед тобой радостную жизнь, исполненную наслаждений.
Эта жизненная философия, отрицающая Бога, полагающая надежду на материальные ценности, на человеческую силу, Богом осуждается с указанием на бессмысленность стремления к материальному богатству, которое не способно продлить и на день человеческую жизнь. Если час пришел и свершается над человеком воля Божия, то его жизнь может пресечься во мгновение, и никакое богатство не способно продлить годы жизни. И никакая власть, никакое человеческое могущество не способны этого сделать, ибо пред Богом наше человеческое могущество — ничто.
Если человек сознаёт никчемность, незначительность своей собственной человеческой силы пред лицем Божиим, то он обретает верную жизненную установку, которая сводится к тому, что человек призван трудиться, в том числе и приумножая свои материальные возможности, но никогда и ни при каких обстоятельствах он не вправе свою человеческую, материальную силу ставить в центр жизни, забыв о единственной абсолютной Силе — Боге, в руке Которого все мироздание и жизнь каждого человека.
Так бывает со всяким, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет... А что же означает это «богатство в Боге»? Оно в первую очередь и означает ту правильную жизненную установку, когда человек жизнь свою полагает под десницу Божию, когда он Бога видит центром своего бытия и когда стремится жить в соответствии с Божией правдой, с Божиим законом. Тогда материальные блага не только улучшают условия жизни человека, но и могут содействовать созиданию духовных ценностей — тех самых ценностей, которые не пресекаются с остановкой человеческого сердца, но уходят в вечность. И когда мы находим в себе силы и разумение отдавать часть от своего богатства или даже от скромного достатка тем, кто нуждается,
823
делиться с неимущими, творить добрые дела — вот тогда материальные, временные ценности обретают вечное значение, потому что служат ценностям вечным, ценностям Царствия Небесного. Это и есть богатство в Боге. Такое материальное богатство никогда не исчезает, и следы его люди способны видеть в земной жизни на протяжении тысячелетий. Более того, это богатство через духовные ценности входит в Божие Царство, и тогда каждый, кто богател в Бога, может сказать: «Господи, вот я и вот плоды моих рук, я Тебе это посвятил, я все это отдал на свершение воли Твоей, прими это как жертву моей жизни».
Из истории мы знаем множество примеров такой жизни, когда богатство и власть, в том числе и политическая власть, обращались во славу Божию. Сегодня мы празднуем день погребения святого благоверного великого князя Александра Невского. Он был главой нашего государства в трудное время, когда возглавлять народ означало быть во главе воинства, потому что главной задачей святого благоверного князя было ограждение земли нашей от нашествия иноплеменных. И он отдал всю силу своего таланта службе своему народу, своему Отечеству. Он, когда это было необходимо, встал во главе дружины и пошел на врага, многократно превосходившего его по силе. А с какими замечательными словами пошел святой князь на битву с теми, кто вступил на его землю: «Не в силе Бог, а в правде. Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем (Пс. 19, 8)». И вступил в неравный бой, и победил врага, будучи двадцати лет от роду. А потом одержал еще одну великую победу — на льду Чудского озера, защитив Отечество свое. А на восток — туда, где был центр грозной Орды, где принимались решения, которые могли погубить землю Русскую, — он ходил как мудрый правитель, как тонкий дипломат, способный принять даже поношения от своих сродников, ибо не всем были видны замыслы святого князя. Но он все делал для того, чтобы оградить землю свою от разорения и погибели.
Как глава государства святой Александр Невский, конечно, приумножал материальное могущество народа и страны. Разве можно было без денег собрать войско, вооружить людей, обучить их? Нужны были деньги, как нужны они были и для строительства городов, крепостей, храмов; как нужны они были для того, чтобы народ,
824
находившийся под властью Орды, начинал сознавать себя свободным народом. Святой благоверный князь создавал это богатство в Боге. И разве кто-то может укорить его за то человеческое могущество, за ту силу человеческую, за те материальные возможности, которыми он обладал как князь? — Никто и никогда. И в историю нашего Отечества он вошел как избавитель Руси, как созидатель ее национальной жизни, как правитель, который приблизил ее свободу и становление как могучего великого государства. Мы вспоминаем сегодня благоверного великого князя Александра с благодарностью Богу за то, что Он явил народу нашему и стране нашей святого покровителя, молитва к которому всегда защищала Русь и сохраняла от бед Отечество наше.
Для того чтобы с нами не происходили беды, о подобных которым мы узнаём едва ли не каждый день из новостей; для того чтобы наконец выправился исторический путь народа нашего, мы должны научиться богатеть в Бога. Не пропивать свои деньги, не расточать их в распутстве, не жить сегодняшним днем, не брать силой от жизни все, чтобы только получить больше наслаждений, — но все, что дает нам Бог, обращать во благо, дабы наши повседневные человеческие труды обретали вечное и непреходящее значение, приближая к нам Божие Царство. Аминь.
Хотел бы еще раз поздравить всех с воскресным днем, с памятью святого Александра Невского и сказать, что мы имеем радость в нашем соборном Храме Христа Спасителя лицезреть и с благоговением лобызать честные мощи святого благоверного князя, которые прибыли к нам с берегов Невы. Эта частица мощей некоторое время назад обошла практически все епархии нашей Церкви; тысячи и тысячи людей преклонили главы пред святым благоверным князем Александром. Ныне, в день его прославления, каждый из вас будет иметь возможность приложиться к его святым мощам и испросить себе помощи в ограждение от врагов видимых и невидимых.
825
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.