Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 2.12.2009

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

2.12.2009

 

Приветствую всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки1, всечестные отцы, духовенство города Москвы, которое по традиции во множестве присутствовало сегодня в Храме Христа Спасителя, где мы прославляли имя святителя Филарета, митрополита Московского. Всех вас, мои дорогие братья и сестры, я поздравляю с этим праздничным днем!

Святитель Филарет оставил ярчайший след в жизни Москвы и Церкви. Он был одним из самых просвещенных иерархов, он поражал современников своей эрудицией и энциклопедическими знаниями. Святитель жил во времена, когда стали нарастать атеистические тенденции — как в философии, так и в общественной жизни. Отрицание Бога становилось модным. Верующий человек в сознании тогдашней интеллигенции представлялся человеком отсталым, не знающим законов естествознания, потому что самые первые успехи в области естественных наук вскружили людям головы, — им показалось, что в мире, который действует по столь четким законам, где все так рационально, Бога нет. Мир напоминал людям часы, которые ходят вечно, которые не нужно заводить. И многие тогда, взирая на окружающую действительность, считали, что в этом мире почти все известно, все и так ясно и понятно, и нет в этом мире места для Бога.

Именно тогда Церковь должна была найти правильные слова, чтобы вразумить людей, впавших в гордость, свойственную тем, кто

1 Архиеп. (ныне митр.) Саранский и Мордовский Варсонофий, архиеп. (ныне митр.) Волоколамский Иларион, архиеп. Симбирский и Мелекесский (ныне митр. Симбирский и Новоспасский) Прокл, архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Орехово-Зуевский (позже Костромской и Галичский) Алексий († 2013); еп. Красногорский (ныне архиеп. Тираспольский и Дубоссарский) Савва, еп. Дмитровский (ныне митр. Брянский и Севский) Александр, еп. Люберецкий (ныне митр. Пензенский и Нижнеломовский) Вениамин, еп. (ныне митр.) Саратовский и Вольский Лонгин, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Нарвский (ныне Нарвский и Причудский) Лазарь; еп. Павлово-Посадский (ныне митр. Ставропольский и Невинномысский) Кирилл.

810

 

 

лишь начинает овладевать знаниями. Только мудрый человек, получающий начальные знания, понимает, что ему еще предстоит долгий путь и неизвестно, что будет в середине или в конце этого пути. Он со смирением преклоняет свою главу и перед Богом, и перед окружающим миром, понимая, что научные достижения — это лишь небольшие ступени к познанию мира, который сотворил Бог. Но люди немудрые даже самые незначительные человеческие достижения склонны возводить в некий абсолют и, основываясь на этих достижениях, отрицать существование Бога.

Совсем недавно, общаясь с одним из самых выдающихся ученых нашей страны, я услышал от него удивительные слова. Он сказал мне, что окружающий нас космос более или менее понятен ученым на 25 %, а все остальное — неведомый мир. Даже эти 25 % он назвал «очень оптимистическим процентом» и сказал, что некоторые ученые убеждены, что лишь 5 % всего, что нас окружает, более или менее изучено. Неизвестно, какие миры существуют во вселенной, по каким законам они управляются, насколько отличаются от нашего мира. Этот ученый — глубоко верующий человек, и вселенная для него — это открытая книга, читая которую можно лишь прикоснуться к Божественному величию. И как замечательно, что в нашем XXI веке, спустя почти 200 лет после той волны секуляризации, которая накрыла интеллигенцию России, мы можем свидетельствовать о том, что сегодня все больше и больше ученых, представителей нашей интеллигенции, мыслящих людей не просто обращаются умом к Богу, но становятся глубоко верующими людьми. А ведь иначе и быть не может, потому что за эти 200 лет чего только не пережила наша страна, какие только надежды она не возлагала на образование, на науку, на просвещение, думая, что, идя этим путем, осчастливит мир и особенно саму себя.

Но не счастье и благополучие ждали нас на том пути, а многие скорби, смерти, кровь и страдания. Пройдя этим тернистым путем, мы теперь, как, может быть, ни один народ в мире, понимаем, насколько близок Бог к человеку и что никакие научные достижения не могут быть основанием для отрицания веры в Бога.

Я говорю это потому, что святитель Филарет жил в атмосфере, которая была более трудной, чем наша атмосфера, по крайней мере не легче. Мы пережили соблазн атеизмом, а во времена святителя

811

 

 

интеллигенция лишь прикоснулась к этому соблазну. Мы прошли историческим путем, который приводит нас сегодня к новому знанию. И, с уважением относясь к науке, к просвещению, активно содействуя процветанию научного, академического и школьного знания в нашей стране, Церковь одновременно призывает людей не только вооружаться знаниями, но и возрастать в вере, потому что только знание, сопряженное с верой, знание, сопряженное с развитым нравственным чувством, способно послужить благу и пользе человека.

Святитель Филарет сделал то, что мог сделать. Быть может, он остановил на какое-то время победу воинствующего и такого ограниченного в своем видении атеистического сознания. Помимо этого, он сделал очень многое для церковного просвещения, для развития богословской мысли и, конечно, для устроения церковной жизни в Москве. Знакомясь с историей московских храмов, я обнаружил, что большинство из них построены либо в XVII веке (что легко объяснимо — после Смутного времени, после изгнания поляков, после утверждения династии Романовых наступил период стабилизации общественной жизни, и столица стала украшаться многими храмами), либо во вторую волну храмостроительства, которая была при святителе Филарете в середине XIX века. Многие замечательные церкви столицы были освящены этим святителем.

Сохранились его книги, его статьи, его мудрые святительские резолюции, знакомясь с которыми проникаешь в богатейший духовный, культурный, интеллектуальный мир этого человека. А то, что этот выдающийся сын Отечества нашего, выдающийся иерарх был причислен к лику святых, свидетельствует о том, что явленное в его жизни сочетание глубокой веры, подлинного литургического и личного благочестия, строгой аскезы и одновременно огромного интереса к жизни, науке, просвещению, культуре угодно Богу. Канонизация святителя Филарета ставит точку в рассуждениях тех, кто никак не может в своем сознании соединить образование, знание и культуру с церковной жизнью и благочестием.

В этом смысле святитель Филарет является символической личностью. Он пример для нас — в первую очередь для архиереев, но также и для духовенства. Воцерковить жизнь, ввести ее в орбиту благодатной Божественной жизни можно только тогда, когда священно-

812

 

 

служитель имеет в себе способность соединить Божественное и человеческое, глубокую духовность и светскую культуру.

Мне представляется особенно важным сказать это сегодня столичному духовенству. Пусть никакие примеры серости, малообразованности, бескультурья, которые порой скрываются под личиной ложного благочестия, не пленяют ваш разум. И пусть образцом для всех нас будет святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.