13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти апостола Филиппа в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы 27.11.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ АПОСТОЛА ФИЛИППА
В СОБОРЕ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ЗАЧАТЬЕВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО
ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ г. МОСКВЫ
27.11.2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы! Всечестная матушка игумения Иулиания2! Ваше Высокопреподобие отец Ефрем, игумен афонской Ватопедской обители! Дорогие братья и сестры!
Сегодня в сослужении братьев-архипастырей я с особым чувством совершил Божественную литургию в этом храме, посвященном Рождеству Пресвятой Богородицы, еще и потому, что впервые в этой древней обители за Литургией было совершено рукоположение во епископа — состоялась хиротония архимандрита Дионисия, которому надлежит отправиться в рязанскую землю, для того чтобы возглавить вновь образованную Касимовскую и Сасовскую епархию.
Сегодня замечательное совпадение — мы празднуем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который принял постриг в Ватопедской обители, и радуемся тому, что среди нас присутствуют отец Ефрем вместе с ватопедской братией, которые принесли в Россию великую святыню православного мира — пояс Пресвятой Богородицы.
Этот пояс дает нам возможность молитвенно и физически прикоснуться к Самой Пречистой Царице Небесной. Он был на Ее чреслах, он касался Ее пречистого тела, на нем особая благодать, и мы, лобызая этот пояс, горячо молимся, чтобы Господь даровал нам силы душевные и телесные. А поскольку пояс, впервые вынесенный за пределы обители, привезен в Российскую Федерацию, то особо возносим мы сегодня молитвы о России.
1 Митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Рязанский и Михайловский Павел; еп. Иваново-Вознесенский и Кинешемский (ныне митр. Иваново-Вознесенский и Вичугский) Иосиф, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Воскресенский Савва, еп. Шахтинский и Миллеровский Игнатий.
2 Игум. Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского монастыря.
803
То, что произошло в связи с посещением этой святыней нашей земли, являет силу Божественной благодати нашему народу, который в значительной степени еще пребывает в безверии и отстоит далеко от Церкви, даже будучи формально крещеным. И когда миллионы людей прикасаются к этой святыне, выстаивая сутками в мороз и под дождем, то тем самым является сила Святой Руси, которую многие уже считали безвозвратно потерянной.
Тяжелейшие испытания XX века лишили нас многого из того, что было силой и славой нашего народа. Ослабел дух, деградировали многие стороны нашей общественной жизни, не так ярко стал проявляться талант русского человека, и многим показалось, что не выйти нам из этого оцепенения, порожденного страшными трагедиями XX века. Однако принесение пояса Пресвятой Богородицы вдруг дало возможность увидеть, может быть, самое сильное и великое, что сохраняется в жизни народа, — сильную, горячую, искреннюю веру людей. И пока жива эта вера, врата ада не одолеют нас (Мф. 16,18). Пока жива эта искренняя вера, есть надежда на возрождение и общественной жизни, и политической стабильности, и социальной справедливости. Есть надежда на развитие науки, техники, искусств, есть надежда на возрождение человека.
А возрожденная душа, исполненная Божественной силы, способна на совершение любого подвига. Нам было жизненно важно увидеть то, что мы увидели. А ведь сколько миллионов людей еще не приложились к поясу Пресвятой Богородицы! Мы могли бы составить хоть какое-то представление о том, чем сегодня является Святая Русь, если бы пояс пробыл здесь год или два. Но невозможно, чтобы в минуту проходило большее количество людей, чем проходило их за время посещения этой святыней городов нашего Отечества. И мы благодарим Господа за милость, явленную нам через принесение пояса Пречистой Богородицы. Мы благодарим Бога за всех тех людей, чья вера и терпение увенчались великим чудом прикосновения к святыне. Мы верим, что по искренним и сердечным молитвам, по вере тех, кто прикладывался к поясу, Царица Небесная подаст все просимое. Более же всего мы просим, чтобы еще более укрепилась православная вера, чтобы она стала главной мотивацией всех наших поступков — в личной, семейной, общественной жизни. Умолим Пресвятую Богородицу приклонить милость Свою ко всему
804
историческому Отечеству нашему и даровать всем потребное ко спасению и жизнь вечную.
Выражая сердечную благодарность Вам, дорогой отец Ефрем, братии святой Ватопедской обители, в память о Вашем пребывании в России в связи с принесением великой святыни прошу принять крест Господень как выражение моей любви к Вам и к святой Ватопедской обители. Хотел бы также пожелать всем нам силы Божией в совершении добрых дел.
Сегодняшнее евангельское чтение — притча о милосердном самарянине (Лк. 10, 25-37), которая всем нам хорошо известна. В ответ на вопрос: Кто мой ближний? — Господь рассказал притчу, ясно показавшую, что ближним является тот, кому мы делаем милость, ради кого мы совершаем добрые дела.
Многие муки и страдания современного человека происходят от одиночества, а современных обществ — от разделений. Как много порождено нашей культурой или, лучше сказать, псевдокультурой, стереотипов мышления и поведения — политических, экономических, национальных, религиозных, культурных, — создающих многие барьеры в жизни человеческого общества! Единственным способом преодолеть разделения является способность человека опознать в другом своего ближнего. Ближний — это тот, с кем мы готовы жить вместе, с кем готовы вместе трудиться. Ближний — это наилучшее выражение человеческой солидарности.
Никакие человеческие учения (Мф. 15, 9) не способны воспитать в нас подлинную солидарность и готовность жить и трудиться вместе; только следование Божиему закону позволит этого достигнуть. Господь прямо говорит: ближним становится тот, кому мы делаем добро. Общество, которое исторгает добро из своей жизни, не имеет никаких шансов быть единым. Оно будет разделяться человеческим грехом, соблазнами, вносимыми в жизнь человека различными учениями — чаще всего греховными, недобрыми, неспособными объединить людей. Нет другой силы, которая способна объединить и сохранить наши семьи, отношения между супругами, между родителями и детьми, которая способна сплотить наши коллективы и наш народ, как только совершение милости и добра по отношению к другому человеку! Прошлым летом страна наша страдала от ужасных
805
пожаров1. И как это горе всколыхнуло людей! Сколь многие тогда стали совершать добро! И все это сохраняется в памяти, потому что добро соединяет человеческие сердца.
Святитель Иоанн Златоуст учит нас: «Что хотите получить от Бога, прежде дайте ближнему своему»2. Не может быть услышана молитва, не может быть дано свыше по прошению нашему, если сердце наше глухо к мольбам других людей. Именно добро и милосердие оживотворяют нашу веру. Тот же Златоуст говорит: «Нет никакой пользы в правой вере, если мы не живем беспорочно»3.
Вот так и смыкается все воедино: наша молитва к Богу, наша устремленность к счастью, к благополучию, к единству, к силе нашего Отечества и наша способность делать добрые дела. Проникнемся великой мудростью, которую сегодня Бог через Церковь предлагает всем нам, и постараемся увидеть в каждом человеке не чужого, не отделенного от нас неведением, забвением или окамененным нечувствием, но живую личность, предмет нашей заботы и нашего доброделания. Верим, что, по слову Божию, в тех, к кому мы обратим свои добрые дела, мы обретем ближних своих, и да поможет нам Господь в наших трудах!
Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, матушка Иулиания, и сестер этой святой обители за продолжение устроения жизни сего монастыря. Надеюсь, что и монашествующие, движимые той же заповедью, творя добро и разделяя свою любовь с ближними, будут укреплять и свою общину, и общину всех тех, кто с любовью и верой посещает это святое место. Аминь.
1 См. примеч. на стр. 191.
2 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 3-я на Послание к Филимону. 2.
3 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 2-я на Книгу Бытия. 5.
806
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.