Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Неделю 25-ю по Пятидесятнице в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда 23.11.2003

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НЕДЕЛЮ 25-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
г. КАЛИНИНГРАДА

23.11.2003

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что мы слышали притчу о милосердном самарянине, которую Церковь предлагает нам для назидания в сегодняшний воскресный день.

Некий, как сказано в Евангелии, законник подошел ко Христу и спросил: Учитель... что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Мк. 10, 17). Так как спросивший был именно законником, то есть человеком, знавшим закон Божий, Господь предложил ему самому найти ответ на этот вопрос в Священном Писании: В законе что написано? как читаешь? (Лк. 10, 26). И человек этот назвал две самые главные заповеди, в которых, собственно, и заключается «весь закон и все пророки»: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27). Исполняя эти заповеди в земной жизни, можно наследовать и жизнь вечную, то есть спастись. Законник это знал и понимал. Но для него, как, впрочем, и для многих людей, в том числе и наших современников, оставался неясным смысл слова «ближний». Действительно, нередко самые близкие по природе, по крови люди — муж и жена, родители и дети, братья и сестры — становятся не просто чужими, но даже врагами. А бывает, что люди, о существовании которых мы еще вчера не знали, сегодня входят в нашу жизнь, становятся нам самыми близкими. Поэтому вопрос, заданный Спасителю: Кто мой ближний? (Лк. 10, 29), кого я должен любить, как самого себя? — был не случаен. Отвечая на него, Господь и рассказал эту притчу.

Некий человек, иудей, шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники, избили его, ограбили и едва живого бросили возле дороги. Позже этим же путем шел священник иерусалимского храма. Он заметил несчастного, но прошел мимо, не оказав своему соплеменнику никакой помощи. Также и левит — тоже служитель храма — быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо

800

 

 

(Лк. 10, 32). И наконец, тем же путем шел самарянин. Самаряне и иудеи — два родственных, но тем не менее жестоко враждовавших между собой народа. Вражда была настолько сильной, что они не общались между собой даже в быту, даже воду не пили из одного колодца. И вот этот самарянин, увидев избитого, израненного иудея, забывает и вражду, и взаимные обиды, останавливается, оказывает ему первую помощь, затем сажает на своего осла, везет в гостиницу и заботится о нем. А на следующий день, уезжая, дает хозяину гостиницы деньги и говорит: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк. 10, 35).

И Господь спрашивает законника: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? (Лк. 10, 36) И сразу же получает ответ: оказавший ему милость (Лк. 10, 37). Не люди одной с ним веры и национальности, а именно этот самарянин, человек совершенно чужой, воспринимавшийся как враг, стал ближним. И только потому, что оказал милость, проявил милосердие. И Господь завершает притчу словами: иди, и ты поступай так же (Лк. 10, 37). То есть иди и твори милость всем, кто в ней нуждается.

Наверное, одна из самых великих бед современной цивилизации и нашего общества — это человеческая разобщенность. Многие из нас страдают от одиночества. Живут среди людей, а страдают от одиночества. Муж потерял жену или жена мужа, дети выросли и у них теперь свои интересы, и человек продолжает жить словно бы один, ему тяжело, тоскливо — одиноко. Почему? Ведь не в тайге же мы, не в пустыне, рядом с нами — соседи, коллеги по работе, просто знакомые. Откуда же это острое чувство одиночества и покинутости? Да потому, что у нас нет ближних. Не родственников, близких и дальних, не знакомых, не коллег и товарищей, а именно ближних, то есть тех, кто оказывает нам сердечное участие. Милосердный самарянин стал ближним человеку, попавшемуся разбойникам. А этот несчастный, избитый и ограбленный, стал ближним самарянину. Потому что милосердие, проявляемое нами, есть великая сила, соединяющая людей. Если не хочешь быть одиноким — делай добро. Делай, пока еще в силах. Даже когда кажется, что сил уже нет, что одиночество замучило, постарайся найти тех, кто страдает больше тебя, и окажи им участие. И одиночество уйдет, потому что рядом появится ближний.

801

 

 

Посмотрим повнимательнее вокруг: здесь, в нашем приходе, в нашей общине, непременно отыщется человек, нуждающийся в нашей помощи и поддержке. И если мы, найдя такого человека, последуем примеру милосердного самарянина, то приобретем себе ближнего. И этот ближний станет нашим братом во Христе.

В мире не было бы войн и революций, страшных общественных конфликтов и потрясений, все наше общество стало бы иным, если бы мы умели обретать ближнего. Вот почему заповедь о любви к ближнему, наряду с заповедью о любви к Богу, является, по слову Спасителя, наибольшей и наиважнейшей.

Иногда спрашивают: как же можно возлюбить другого человека, как самого себя? И действительно, это невозможно. Невозможно заставить себя полюбить кого-то усилием воли. Но стоит только попытаться сделать человеку добро, как он перестанет быть для нас чужим, начнет таинственным образом входить в нашу жизнь, становиться нам ближе и роднее.

Все вы знаете, насколько остро стоит сейчас проблема семьи, особенно среди молодежи. Более половины браков заканчиваются разводами. А развод почти всегда — трагедия, особенно для детей, остающихся без родителей. И это случается только потому, что вступившие в брак мужчина и женщина не становятся друг другу ближними, не отдают другому в полной мере своего времени, своего внимания, своего сердца, своей любви — всего себя. Взять — готовы, отдать — нет. В браке же все должно быть взаимно: взаимная любовь, взаимное внимание, взаимная помощь в трудные минуты. Брак — это взаимное служение милующих друг друга сердец. И если такое служение осуществляется, люди становятся действительно ближними, и уже никакие соблазны, испытания и житейские трудности не могут нарушить этой близости, созданной с помощью Божией человеческими усилиями.

Сегодняшнее евангельское чтение раскрывает нам волю Божию о нас: обретать единство, любовь и общение во Христе через дела милосердия. Примем же эту заповедь со всей серьезностью и постараемся осуществить ее в жизни, чтобы приобрести ближних и самим стать ближними для других, чтобы в окружающем нас мире стало больше света, тепла и добра, чтобы сам мир изменился к лучшему, а мы — обрели Царствие Божие. Аминь.

802


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.