13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», день тезоименитства святой блаженной Матроны Московской, в Покровском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы 22.11.2010
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»,
ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ
МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ, В ПОКРОВСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
г. МОСКВЫ
22.11.2010
Ваши Высокопреосвященства1, всечестная матушка игумения Феофания2, дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»! В этот же день празднуется память преподобной Матроны, имя которой носила святая блаженная Матрона Московская, почивающая своими чудотворными мощами в этой святой обители. Мы также празднуем юбилей со дня основания этой святой обители3 и 15-летие ее возрождения.
За 15 минувших лет, как справедливо сказала матушка игумения, по молитвам святой Матронушки Московской на этом месте совершились великие чудеса: и не только был возрожден во всем своем благолепии Покровский монастырь, но, что самое главное, — он стал святым местом Москвы, всей России и всего православного мира. Сюда ежедневно стекаются тысячи паломников, что свидетельствует о великой вере людей и о том, что здесь по своим молитвам они получают просимое. Не может человек приходить туда, где не чувствует ответа, где не чувствует помощи, если он ее просит. И это множество паломников является в нашем современном обезбоженном мире ярким свидетельством живой веры.
Пусть же люди, которые еще не имеют этой веры в сердце, задумаются, проходя мимо Покровского монастыря и видя бесконечную вереницу людей, идущих к Матронушке: ведь это не предрассудки, не заблуждения, но яркий пример живого религиозного опыта. Именно наш собственный опыт соприкосновения с Богом, со святыми
1 Архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Сергиево-Посадский Феогност.
2 Игум. Феофания (Мискина), настоятельница Покровского монастыря.
3 В 2010 г. обитель праздновала 375-летие со дня своего основания.
793
является величайшим основанием нашей веры; а вера призвана изменять нашу жизнь.
Сегодня во время Литургии было прочитано несколько стихов из пятой главы Первого Послания к Тимофею апостола Павла (1 Тим. 5, 1-10). В этой главе говорится о вдовицах. Вдовицы в древней Церкви, в раннехристианской общине, занимали то место, которое сегодня занимают монахини. Многие женщины по обстоятельствам жизни лишались супруга, но только немногие из них благословлялись стать вдовицами церковными, которые переходили на послушание христианской общине. Апостол Павел говорит о том, что не каждую вдовицу следует благословлять на такое служение, но только тех, которые украшены добродетелями (1 Тим. 5, 10). Однако в своем послании апостол пишет не только о добродетелях, которые имеют многие женщины, но и о грехах, которые часто поражают именно женскую душу, — болтливости, осуждении, зависти и многих других.
Но среди всех замечательных слов апостола я хотел бы сейчас особо выделить те, которые относятся не только к женщинам, матерям, вдовам (хотя к ним в первую очередь), но и к мужчинам, к каждому христианину. Апостол говорит: Если... кто не заботится о ближнем, особенно о домашних своих, то он отступник от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).
Почему же такой человек хуже неверного? Потому что люди, даже будучи неверующими или язычниками, заботятся о своих родных. Бог вложил в нас этот инстинкт — и не только в людей, но даже в животных. Посмотрите, как звери защищают своих детенышей, как маленькие птички готовы идти на смерть, чтобы защитить птенцов. Бог вложил это поразительное чувство в каждую мать и в каждого отца, чтобы продолжалось потомство. Поэтому и люди неверующие, движимые этим врожденным чувством, заботятся о домашних, о ближних своих. А уж если кто из верующих людей не печется о своих ближних, домашних, то он действительно, по слову апостола, хуже неверного.
А где в первую очередь мы должны приобретать навык христианского доброделания? Конечно, у себя в семье — в отношении мужа или жены, детей, братьев, сестер. В этом самом близком кругу человек и отрабатывает навыки христианской жизни; здесь-то он и становится христианином — вот почему семью и называют малой, домашней Церковью (Рим. 16, 4), ибо именно в семье начинается спасение.
794
Великим грехом является разрушение семьи. Супружеские измены, разводы, сироты при живых родителях — все то, что стало чуть ли не нормой нашей общественной жизни и нашей общественной морали, — все это против Божиего замысла, и поступающий так человек есть отступник от веры и хуже неверного. Вот почему человек, который когда-то совершил этот грех, должен постоянно каяться в нем, сознавая свое преступление пред Богом и искупая его заботой о своих близких и родных.
Почему же апостол Павел говорит обо всем этом в связи со служением вдовиц — тех самых предшественниц женского монашества в древней Церкви? Потому что, уже не имея семьи и встав на путь служения Церкви, они должны были весь свой потенциал любви обращать на новую семью — христианскую общину, помогая страждущим, воспитывая сирот, неся служение благовестил людям. Вот почему эти грозные слова апостол поместил именно в то место Послания к Тимофею, где он говорит о вдовицах, где он говорит о служении Церкви.
И сегодня эти слова также обращены в первую очередь к нашим монашествующим. Монастырь — это не место комфортного проживания одиноких людей, где можно и послушания не выполнять, сославшись на болезнь или еще на что-то. Монастырь должен быть тем местом, где наши современные «вдовицы» — монашествующие, отдавшие себя в руки Божии через исполнение обетов послушания, осуществляют великое служение милосердия.
Хорошо Вы сказали в своем слове, матушка, о том, как должна строиться монашеская жизнь, — и на молитве за весь мир, и на принесении себя в жертву. Действительно, монашество — это бескровное мученичество при жизни, но не ради самолюбования, не ради того, чтобы в умилении созерцать свой собственный подвиг (а затем всеми силами защищать «свое достоинство», когда вдруг покажется, что кто-то не так на тебя посмотрел или не то сказал), а для того, чтобы со смирением, с искренней верой делать то, к чему призывает каждого монашествующего Господь.
Я иногда удивляюсь тому, как евангельские или апостольские тексты, которые приходятся на конкретный день просто согласно расписанию, которые полагается читать по церковному Уставу, бывают актуальными и ко времени, и к месту. А потому, напоминая дивные слова апостола Павла всем, кто меня сегодня слышит, призываю вас
795
хранить особую заботу о своих ближних, о семьях, хранить чистоту брака, дружбу в семье, обеспечивать помощь и защиту детям. А тем, кто посвятил себя служению Господу, отказавшись от семьи, от детей, от семейного уюта и человеческого благополучия (в том смысле, как это благополучие обычно представляется людям), желаю принять умом и сердцем слова апостола Павла и со смирением, кротостью и духовным мужеством совершать великое служение ближним своим, своей монашеской общине, а через нее и всему миру.
Я хотел бы сердечно поздравить Вас, матушка Феофания, и всех сестер обители с юбилеями и преподнести вам Казанскую икону Божией Матери в память о сегодняшнем юбилейном торжестве. Вам же, матушка Феофания, за Ваши труды по возрождению обители и в связи с 45-летием со дня рождения я хотел бы вручить этот наперсный крест как выражение моей признательности за Ваше служение Покровской ставропигиальной обители. Храни Вас Господь! Благословение Божие да пребывает со всеми вами! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.