Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в Архангельском соборе Московского Кремля 21.11.2009

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ
В АРХАНГЕЛЬСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

21.11.2009

 

Ваше Блаженство2, Ваши Преосвященства3, дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня здесь, в Кремле, под сводами Архангельского собора, который является местом упокоения наших великих правителей и который в древности был кафедральным собором города Москвы, мы торжественно прославляем имя святого Архистратига Божиего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.

1 7 декабря 2003 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу ФС РФ.

2 Блаженнейший Христофор, Архиеп. Пражский, Митр. Чешских земель и Словакии (ныне Почетный Архиеп. Пражский и Митр. Чешских земель и Словакии).

3 Еп. Комарнинский Тихон (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), еп. Солнечногорский Сергий.

783

 

 

Мы изображаем на иконах святого Архистратига в виде воина — с мечом, в латах. В свое понимание сверхчувственного мира, мира Божественного, человек всегда привносит свои собственные человеческие образы. От нас сокрыто, что такое ангельский мир. Мы этого не знаем и постигнуть не можем. Слово Божие с очевидностью свидетельствует о том, что ангельский мир — это разумная сила, созданная Богом, что эта сила входит в человеческую историю, в человеческую жизнь и что она всегда на стороне правды, — и это, пожалуй, все, что нам известно.

Мы называем Архистратигом Михаилом неведомую Божию силу; мы называем его главным воином, воеводой всех Небесных Сил, — опять-таки привнося свое собственное понимание и свои образы, исходящие из нашей культуры, а скорее — из культуры древних людей. Иногда современный человек, не воспринимая древней культуры, через которую выражались величайшие таинственные и Божественные истины, отмахивается и от этих истин. Мне приходилось слышать такие размышления: «Ну, в Бога я еще верю, а в Ангелов, конечно, не верю», — потому что для такого человека Ангелы — это либо воины, закованные в латы, либо младенческие лики с крыльями. Современный человек не может понять этой символики, а современное общество не имеет никаких своих символов, чтобы выразить эту таинственную реальность Небесной жизни. Потому мы и используем те символы и образы, которые пришли к нам из древности, и это не должно нас смущать. Мы только должны ясно понимать, что внешние образы, пришедшие из нашей древней культуры, не исчерпывают той таинственной реальности, которая закрыта для нас по воле Божией.

Само слово «Михаил» в переводе с еврейского языка означает: «кто как Бог». Это имя символизирует необоримую мощь, которую создал Бог; она входила в человеческую историю, в жизнь ветхозаветного народа, помогая ему, в частности, в сражениях с врагом (Дан. 10, 13, 21; 12, 1). Наверное, именно эти факты ветхозаветной истории и сформировали устойчивый образ святого Архангела Михаила, помогающего как Бог, в том числе и воинству. И это совершенно верно, потому что последующий опыт Церкви свидетельствует о том, что молитва ко святому Архистратигу Михаилу помогает людям, призванным защищать свой народ, отражать

784

 

 

агрессию и побеждать врага. Никакое оружие противника — даже самое современное, самое технологическое — не может победить силу Божию. Архистратиг Михаил способен разрушить любую человеческую силу, любое оружие, если мы призываем его святое имя. Но если силой оружия человек творит неправду, если он участвует в агрессивной войне, которая несет людям страдания, тогда Архистратиг отступит и, наоборот, накажет того, кто несправедливо поднимает свой меч.

Сила Божия неуяснима человеческим разумом. Но когда мы переступим порог нашей физической жизни и предстанем пред лицем Божиим, мы всё увидим и всё поймем. Об этом говорит нам апостол Павел: он нашу реальность, нашу способность сегодня из этого мира прозревать мир сверхчувственный сравнивает с тем, как человек взирает на окружающую его действительность сквозь тусклое стекло (1 Кор. 13, 12). Через мутное стекло не видно очертаний предметов. Матовое стекло скрывает то, что за ним: можно лишь различать свет и тень, можно только предугадывать, что происходит за этим стеклом. Вот так и мы сегодня лишь предугадываем то, что реально существует в сверхчувственном мире. Но когда мы умрем, то увидим всё лицом к лицу и узнаем, что такое сила ангельская, как узнаем и силу Божию, которую не чувствуем, живя в этом мире.

И ангельский мир, и мир демонов — это реальный мир. И если мы, взирая на него через матовое, тусклое стекло, не способны различать происходящего там, то это еще не означает, что там ничего нет. Как человек, глядя на улицу через матовое стекло, знает, что там, и ему и в голову не приходит отрицать существующую действительность, так и мы с вами, гадательно воспринимая сверхчувственный мир, не должны отрицать его существования. Только человеческая гордыня и глупость приводят к тому, что все, что нельзя потрогать рукой и увидеть глазами, человек с легкостью отрицает.

Тот мир существует так же реально, как и наш мир. Знаки величия того мира врываются в нашу жизнь Божественными чудесами, многие из которых совершаются силой ангельской — той самой разумной силой, что создал Бог, в частности и для того, чтобы ангельский мир помогал нам, земным людям, быть достойными своего призвания, преодолевать искушения и соблазны мира диавольского и одерживать победы в этой жизни. И сегодня, воспринимая своей

785

 

 

верой Божественные истины — те, что даны нам в Слове Божием, — мы должны стремиться к тому, чтобы, усваивая эти истины, устроять свою жизнь в соответствии с Божией волей и Божиим законом.

Сегодняшний день учит нас еще и тому, что сила Михаила превосходит силу диавола: именно Архистратиг Михаил был той силой, которая низвергла денницу — одного из ангелов, который возгордился и противопоставил себя Богу. Михаил низверг денницу, — а значит, и в этой жизни, когда нас одолевает диавол, мы можем призывать имя святого Архистратига, чтобы его силой оградить себя от силы диавольской.

Многие воины считают Архистратига Михаила своим покровителем, как считали и наши древние правители, князья. Первый храм в Киеве был воздвигнут в честь святого Архистратига Михаила, в его честь воздвигались древние храмы и по всей Руси. Неслучайно и здесь, в первопрестольном граде Москве, его кафедральным храмом был этот Архангельский собор, — потому что люди знали: своей верой они могут привлечь Божественную силу и силу ангельскую для преодоления трудностей (в том числе и грозных военных опасностей), с которыми сталкивались. Из истории хорошо известно, что по молитвам, по вере нашего народа силой ангельской, силой Божественной даровалось ему избавление от супостатов.

Вот и сегодня, празднуя день святого Архистратига Божия Михаила, мы, люди XXI века, окруженные разными чудесами техники, живущие в обществе, из которого пытаются исторгнуть веру в Бога, должны крепко хранить эту веру и помнить, что все то, что Бог открыл людям, есть абсолютная, неизменная и непререкаемая истина. И мы верим и в Божие существование, и в существование ангельского мира, равно как верим и знаем, что существует мир бесовский, и в борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне всегда мир ангельский. Поэтому и молитва наша к Архистратигу Божию Михаилу, ко всем Небесным Силам бесплотным — это молитва, взыскующая о помощи в трудном сражении, в тяжкой битве, что ведет человек со многими искушениями и соблазнами, которые обрушивает на него темная диавольская сила. И верим, что Ангелы Божии, предстоящие Богу на Небесах, пребывают и с нами, поддерживая наши немощные руки в нашей борьбе со злом и неправдой. Аминь.

786

 

 

Я хотел бы сердечно приветствовать Вас, Ваше Блаженство, сопутствующих Вам иерархов, благочестивое духовенство Святой Церкви Чешских земель и Словакии с праздником святого Архистратига Божия Михаила. Радуюсь возможности сослужить с Вами в этом историческом кафедральном храме, пред великими святынями земли нашей. Я от всего сердца желаю Вам, дорогой Блаженнейший Владыка, помощи Божией в управлении Православной Церковью Чешских земель и Словакии, в укреплении веры православной, в духовной поддержке Вашей паствы, значительная часть которой состоит из русских, украинцев, белорусов — людей, которые живут сегодня в Чехии и Словакии, но которые являются чадами Русской Православной Церкви. Пока они живут там, они — и Ваши чада, и мы просим Вас свою любовь, широту своего сердца, красоту Ваших мыслей, Ваше твердое стояние в добре обращать и на эту нашу паству, пребывающую под Вашим Первосвятительским омофором.

Да хранит Господь Вас, Ваш епископат и Ваше духовенство в добром здравии и долгоденствии.

Я хотел бы также поздравить с праздником военачальников, слушателей и курсантов Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. Академия была основана Великим князем Михаилом Павловичем и называлась Михайловской. Само название «Михайловская академия» свидетельствует о том, что Небесным покровителем академии является святой Архистратиг Божий Михаил. Руководству академии, профессорам, преподавателям, курсантам я хотел бы пожелать помощи Божией, чтобы возрастание в профессиональных навыках и умении сопровождалось одновременно и укреплением в православной вере. Вот тогда наше воинство будет непобедимым, вот тогда мы сможем смело призывать святого Архистратига Божия Михаила в помощь себе и вместе с ним побеждать любого врага. Да хранит Господь вас от всякого зла и помогает в интеллектуальном, нравственном и духовном возрастании во славу Церкви и Отечества!

787


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.