13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 20-ю по Пятидесятнице в храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове 30.10.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 20-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В ХРАМЕ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В ТРОИЦЕ-ЛЫКОВЕ
30.10.2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец Стефан2! Дорогие отцы, братья и сестры! Господин Кара-оол, глава Тывинской Республики!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю со знаменательным событием — освящением Успенского храма в Троице-Лыкове и совершением в этом вновь освященном храме архиерейской хиротонии архимандрита Феофана во епископа Кызыльского и Тывинского.
Это второе по счету совершение таинства архиерейского Рукоположения в приходских храмах города Москвы. Совершая в них рукоположение архиереев, мы стараемся подчеркнуть, во-первых, важность для всей Церкви епископского служения и, во-вторых, необходимость для архиереев быть ближе к каждому приходу и к каждому верующему человеку, ибо на архиерея изливается особая Божественная благодать, и, когда верующие входят в живое соприкосновение с архипастырем, получая от него благословение, получая его совет, его поддержку, это особым образом влияет на их жизнь.
Сегодня в Русской Церкви создаются новые епархии, особенно в отдаленных регионах, где на огромных пространствах разбросаны приходы, до которых правящему архиерею порой физически невозможно добраться. Вот для того чтобы архипастырь был ближе к своему народу, чтобы в Церкви нашей появлялось больше приходов, воскресных школ, мест для молитвы и общения верующих людей, и создаются новые епархии и рукополагаются новые архиереи.
Владыка Феофан поедет в Республику Тыва — это южная часть Восточной Сибири — и там в непростых условиях будет нести свое
1 Митр. Корейский Амвросий (Константинопольская Православная Церковь), митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий; архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Абаканский и Хакасский Ионафан, архиеп. Егорьевский Марк; еп. Солнечногорский Сергий.
2 Прот. Стефан Пристая, настоятель храма, благочинный Успенского округа г. Москвы.
768
служение. Я уже сказал владыке Феофану от всего сердца все, что хотел сказать, — в надежде, что он приложит все силы к тому, чтобы жизнь православных людей в Тыве обогатилась дарами Божественной благодати, чтобы у людей появился стимул жить в соответствии с Божиим законом, с Божиими заповедями, чтобы на опыте своей жизни люди увидели, осознали, почувствовали, насколько благо иго Господне (Мф. 11, 30), насколько замечательно, спасительно и счастливо можно жить в соответствии с Божиим повелением.
Во время архиерейской хиротонии над главой рукополагаемого во епископа открывается Евангелие, и по существующей традиции я всегда закладываю это место Евангелия, с тем чтобы потом сказать рукоположенному епископу, какие слова Христа вошли в прямое физическое соприкосновение с ним в момент рукоположения. И то, что сегодня произошло, считаю неслучайным: я открыл Евангелие, не глядя в текст, на тех самых словах, которые сегодня по уставу читаются в храме (Лк. 8, 5-15). Это притча о сеятеле, и думаю, что такое совпадение является знаком Божиим, свидетельством о том, что тебе, владыка Феофан, надлежит особым образом трудиться, сея слово Божие.
Когда мы читаем эту притчу, размышляем о ней, мы в первую очередь думаем о семени: вот оно падает в придорожье, падает на каменистую почву, падает в сорняки, в тернии или же на благоприятную почву... В этой притче важно не только слово, но и почва. Слово Божие несет в себе огромную силу, но эта сила не может быть воспринята человеком без его участия. В притче раскрывается удивительная тайна соотношения Божественного и человеческого. Божиего Промысла и человеческой свободы. Бог обращает Свое слово к каждому, но каждый воспринимает это слово в соответствии со своими внутренними особенностями, склонностями и предпочтениями.
Когда семя падает при дороге, то, по слову притчи, оно затаптывается ногами прохожих или птицы небесные склевывают его. Объясняя этот образ, Сам Спаситель сказал, что здесь речь идет о диаволе, который приходит к человеку, слушающему слово Божие, и вырывает это семя из его сердца (Лк. 8, 12). Как применимы эти слова к тому, что сейчас нередко происходит, особенно среди молодежи! Ведь есть такие, которые учились в воскресных школах, те, кого родители приводили в храмы Божии, кто слышал слово Божие и принимал его.
769
Но затем диавол через соблазны, искушения, разжигание плоти, провоцирование самых низменных инстинктов человеческой природы вырвал это слово из сердец молодых людей. И многим нужны еще долгие-долгие годы, многим еще нужно пройти тернистыми путями жизни, набить шишки, получить раны, чтобы в конце концов понять, что только то слово, которое когда-то коснулось их разума и сердца, и несло в себе тайну человеческого счастья.
А бывает и так, что мы слышим слово Божие и вроде как воспринимаем его, но сердце наше — каменное, неспособное откликнуться на Божий призыв — подобно тому, как семя, упавшее на камень, высыхает, потому что нет питающей его влаги.
Но чаще всего в современной жизни бывает так, что суета, стремление к наслаждениям, к богатству подавляют всякую способность человека развивать принятое им Божие слово. Думаю, это имеет отношение и к большому числу верующих людей, включая духовенство, которое слышит и знает это слово. Но суета житейская, стремление добывать деньги — не только для себя, но и для решения каких-то стоящих перед нами задач — лишают нас возможности, погружаясь в Божественное слово, жить в соответствии с ним. Особенно же опасны наслаждения, к которым устремляется человек. Все святые отцы говорят об опасности наслаждений. Это может удивить современного человека, но смысл святоотеческого свидетельства в том, что наслаждения не являются синонимом счастья. Человек наслаждающийся необязательно будет счастлив — скорее наоборот: человек, живущий услаждением своей плоти, никогда не бывает счастливым. Об этом замечательно говорит Иоанн Златоуст — о том, что у такого человека появляется страх потерять источник наслаждения1. У него появляются различные предрассудки, в том числе и столь распространенный, как страх смерти, ведь ничего, кроме наслаждения, такой человек в качестве цели жизни не видит, и для него полной катастрофой, концом всего является смерть. Господь, толкуя притчу, говорит о том, что тернии — это и есть суета житейская, стремление к богатству и к наслаждению.
Все эти дивные Божественные слова помогают каждому из нас ответить на вопрос: а где я в этом перечне? Я тот, кто при дороге? тот, кто на камне? тот, кто в тернии? или тот, кто на благоприят-
1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 9-я на 2-е послание к Коринфянам. 3.
770
ной почве? Наверное, на этот вопрос нет однозначного ответа, потому что в каждый момент жизни мы бываем и в одном, и в другом, и в третьем, и в четвертом состоянии. И смысл притчи заключается в том, чтобы разбудить нашу совесть, заставить нас жить, трудиться и молиться таким образом, чтобы, несмотря на слабости своей природы, быть способными открыть душу навстречу слову Божию и явить собой почву, удобренную для восприятия Божественной мудрости.
Вот и тебе, владыка Феофан, предстоит сеять это вечное, святое, доброе и непреходящее, что содержится в Божественном слове, на далекой тувинской земле.
Я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреподобие, отец Стефан, за многолетние труды по устроению этого места. Я наслышан о многих Ваших скорбях, о Вашем мужественном стоянии за возвращение Церкви того, что некогда было не только отобрано силой, но и порушено, осквернено. С этим местом связаны страшные моменты нашей постреволюционной истории — наверное, многие присутствующие знают об этом. Здесь совершались беззакония, расстрелы, здесь погибали невинные люди; и именно на этом месте был подписан кровавый декрет об изъятии церковных ценностей, после чего были порушены и осквернены святыни. Под предлогом помощи голодающим было истреблено духовное и материальное сокровище и Церкви, и Отечества нашего и возведена великая хула и клевета на Церковь с целью оторвать души от спасительной жизни. В какой-то момент истории всем казалось, что все совершённое — необратимо, что невозможно повернуть вспять течение жизни, но сегодняшний день свидетельствует не о силе человеческой злобы, не о силе богоборческих устремлений, а о силе Божией. И вновь мы совершаем здесь Божественную службу, и с сонмом архиереев Патриарх не только освятил сей храм, но и рукоположил нового епископа для далекой Тывы, о чем даже помыслить не могли те, кто глумился над верой Христовой, в частности, и в этом месте.
Да поможет Господь Вам, отец Стефан, вместе с клиром и благочестивой паствой, местными властями, благодетелями довести до конца святое дело возрождения и общины, здесь находившейся, и святых храмов, которые украшали это святое место, — в память о вере наших предков и о мужестве тех, кто в тяжкие годы испытаний сохранил верность Христу и Его Церкви.
771
В память о пребывании в этом святом храме я хотел бы преподнести Вам образ святителя Алексия, митрополита Московского, Киевского и всея Руси, и святого преподобного Серафима Саровского. Их молитвами да хранит Господь сие святое место, Вас, Ваше Преподобие, клириков и прихожан — всех тех, кто с любовью и верой трудится здесь.
Хотел бы сердечно приветствовать господина Кара-оола, главу Республики Тыва, представителей Тывы со знаменательным событием — рукоположением епископа Кызыльского и Тывинского. Пусть благословение Божие пребывает со всеми нами, укрепляя нас на путях нашей жизни. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.