Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Неделю по Воздвижении в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда 3.10.2010

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НЕДЕЛЮ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. КАЛИНИНГРАДА

3.10.2010

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждое слово Священного Писания исполнено смысла — Божественного смысла. Но некоторые слова поражают сознание человека своей надмирной Божественной парадоксальностью, которая не вмещается в опыт нашей земной жизни. От этих слов веет вечностью, Божественной силой, величайшей мудростью. Вот и в только что прочитанном Евангелии от Марка содержатся такие слова: Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8, 36) Но как эти слова расходятся с нашим мировоззрением и мироощущением, с нашей жизненной ориентацией, с системой ценностей, которую мы выстраиваем!

Человек с самого детства ставит перед собой какие-то цели; в детстве и юности они чаще всего связаны с получением образования. Каждый думает о том, ради чего он получает образование, и перед ним вырисовываются некие профессиональные цели и задачи. Чем способнее человек, тем выше он «поднимает планку» и затем напрягает все силы для того, чтобы этих целей достичь. Собственно говоря, на этом и строится все развитие человеческой истории. Если бы люди не ставили перед собой земных целей, то не было бы никакого развития. Господь не говорит нам: «Не стремитесь приобрести весь мир, не ставьте перед собой жизненных целей...» Он говорит только:

741

 

 

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? В одной фразе Бог устанавливает систему приоритетов. Все цели и ценности человеческого бытия «работают» правильно тогда, когда они находятся в этой Божественной системе приоритетов: что важно, что менее важно, а что бесконечно важно; какие цели и ценности можно сопоставлять друг с другом, какие из них следует поставить под сомнение, а какие являются абсолютными и непререкаемыми.

Сегодняшний евангельский текст говорит о том, что абсолютной и непререкаемой ценностью является человеческая душа, ибо это единственное вечное, что реально присутствует в нашем конечном мире. Все в мире разрушается, кроме души. И тело наше, каким бы сильным и красивым оно ни было, превращается в горстку тлена, и великие цивилизации, покорявшие мир своими науками, искусствами или военной силой, уходят в небытие. Мы с вами это очень хорошо понимаем, потому что и сами жили в обществе, которое считало, что будет существовать всегда. Тогда многим казалось, что именно в нашей стране создана система, которая будет существовать вечно, — ведь страна была такой сильной, могучей. Да, считали они, надо еще что-то подправить, что-то подлечить, что-то подремонтировать (как тогда говорили, пройти еще через какие-то временные трудности), — и перед людьми откроется перспектива вечного счастья на земле. Однако от всего этого ничего не осталось, а если и осталось, то лишь то, что связано с вечностью, — остались живые люди с их душой, осталась православная вера.

Душа человека — это действительно единственно вечное, что принадлежит земной жизни, и потому ценность души не может быть сравнима ни с чем. Из этого следует вывод: если это самая великая ценность, то человек должен в первую очередь заботиться о состоянии своей души. Каждый может сейчас мысленно задаться вопросом о том, какое место в шкале его ценностей занимает забота о собственной душе, — хотя бы с точки зрения простых временных категорий. Сколько времени мы тратим на нашу душу? Сколько мгновений в день мы задумываемся о том, что происходит внутри нашей души? Сколько усилий мы направляем на то, чтобы изменить состояние души к лучшему? Сколько материальных средств мы на это обращаем? И окажется, что даже если кто-то задумывается о душе, то и в этом случае забота о ней будет на самом последнем месте.

742

 

 

Это простая констатация факта — без всяких натяжек и преувеличений. Мы живем так, как будто мы не обладаем бессмертной душой. Мы заботимся о материальном: о доме, о машине, об одежде, об отпуске. Мы вкладываем в это большие ресурсы, тратим силы, забывая о том, что все это обратится в прах, — вечной будет только душа. Сегодняшнее чтение заставляет нас переосмыслить нашу жизнь, ведь это слова не человеческие, а Божии: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Кому же дано приобрести весь мир? Даже маленький участок земли мы уже считаем счастьем, и дом для нас — это уже целый мир. Никому не дано приобрести весь мир, а Бог поставляет ценность души выше всего материального мира, потому что душа принадлежит вечности, душа принадлежит Ему.

Сегодняшнее евангельское чтение учит нас еще чему-то очень важному. Какая польза человеку, если он... душе своей повредит? Как часто для достижения наших сиюминутных целей мы вольно или невольно, сознательно или несознательно вредим своей душе! Мы разрушаем свою душу, омрачаем ее грехом, топчем ногами, обращаем в прах и тлен. Как часто мы достигаем своих целей, принося в жертву собственную душу, внутренний покой, мир, чистоту помыслов! Как часто мы разрушаем дружбу, как часто мы предаем любовь! Как много среди нас таких, кто делал и делает карьеру, ставя другому подножку, чтобы тот упал, ударился как можно больнее, а если голову расшибет и никогда не поднимется — «туда ему и дорога, я его место займу, добьюсь того, чего бы он никогда не добился...».

Мы не просто не умеем выстраивать приоритеты в своей жизни — мы еще и губим свою душу, пытаясь овладеть даже не миром, а лишь малой частицей этого мира — карьерой, должностью, деньгами, собственностью; а потом еще и спрашиваем, почему законы не работают. А почему они должны работать, если внутри нас — беззаконие? Ведь тогда даже исполнение закона становится лицемерием, тогда человек только и думает, как ему обойти закон, как избавиться от этой обузы, которая сковывает его свободу. Мы спрашиваем: почему у нас растет молодежь (к счастью, не вся молодежь, но определенная ее часть), которая не признает никаких законов? Почему с такими молодыми людьми не могут справиться их родители? А почему родители рассчитывают справиться с молодежью, если они сами не справились

743

 

 

со своей собственной жизнью? Один грех порождает другой — и мы губим свою душу, не приобретая всего мира, а лишь призрачно обретая некую крупицу этого мира. Почему призрачно? Потому что если приобрели неправедно, то где гарантия, что другой таким же образом не завладеет нашим приобретением? Если мы творим беззаконие, то почему требуем, чтобы другие его не творили? Если у человека нет внутренних сдерживающих факторов, воздействующих на его сознание, на его душу, то никто и ничто не заставит его быть порядочным человеком.

Сегодняшний евангельский текст учит нас правде Божией, которой необходимо следовать, чтобы быть счастливыми людьми, чтобы, стремясь к достижению своих целей, мы не наносили непоправимый ущерб своей душе и чтобы никогда не забывали, что главная цель — это состояние нашей души, потому что именно там рай и ад, счастье и горе, радость и скорбь, улыбка и слезы, именно там тайна человеческой жизни. И если мы научимся возделывать свою душу по Божиему закону, то обретем не только мир, но то, что превыше мира, — вечность.

Да поможет нам Господь так устраивать свою жизнь, чтобы, трудясь и решая задачи, которые мы ставим перед собой и которые перед нами ставит эта жизнь, мы никогда не забывали о самом главном и вечном — о бессмертной душе своей, которой предстоит Божий суд! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.