13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти перенесения честных мощей святого благоверного князя Александра Невского в новоосвященном возрожденном Успенском кафедральном соборе г. Ярославля 12.09.2010
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ
СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА
НЕВСКОГО В НОВООСВЯЩЕННОМ ВОЗРОЖДЕННОМ
УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ г. ЯРОСЛАВЛЯ
12.09.2010
Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Кирилл1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2, досточтимые владыки, дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы выразить глубочайшее удовлетворение в связи с тем, что Господь дал мне силы и возможность посетить Ярославскую землю, проплыть по могучей русской реке Волге, увидеть дивные волжские города, сохранившие и Божественную, и рукотворную красоту, которую созидали наши благочестивые предки. Когда видишь древние храмы на столь прекрасной Русской земле, на фоне дивных северных пейзажей, понимаешь, что такую красоту могли создать только люди, сами внутренне красивые. Человек безобразный, потерявший образ Божий, человек-хищник, человек-зверь не способен творить прекрасное. Движимый своими инстинктами, он способен только разрушать, порабощать и эксплуатировать и таким образом насыщать свою необузданную гордыню, удовлетворять свои страсти.
Но Бог, положивший в основу бытия мира закон гармонии, помогает осуществлять этот закон только тем, кто имеет Бога в сердце. И еще раз вспоминаешь пророческие слова Достоевского: «Красота
1 Архиеп. Ярославский и Ростовский (ныне митр. Екатеринбургский и Верхотурский).
2 Митр. Минский и Слуцкий Филарет, митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Аргентинский и Южноамериканский (ныне Феодосийский и Керченский) Платон, митр. Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиеп. (ныне митр.) Тверской и Кашинский Виктор, архиеп. (ныне митр.) Владимирский и Суздальский Евлогий, архиеп. Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, архиеп. Костромской и Галичский Алексий († 2013); еп. Бакинский и Прикаспийский (ныне архиеп. Бакинский и Азербайджанский) Александр, еп. Иваново-Вознесенский и Кинешемский (ныне митр. Иваново-Вознесенский и Вичугский) Иосиф, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Рыбинский (ныне Рыбинский и Угличский) Вениамин.
716
спасет мир»1. Именно красота, потому что гармония и красота есть Божий закон и осуществлять этот закон можно только живя с Богом.
Сегодня мы слышали замечательные слова в Евангелии от Матфея — всем хорошо известную притчу о талантах. Дал господин пять талантов человеку, и тот принес ему 10. Дал два таланта, и тот принес ему четыре. Дал один талант, — а человек ничего не принес, но пошел и закопал этот талант. Древним, к которым Господь обращал эту притчу, было все очень хорошо понятно, потому что талант был самой большой мерой серебра в Римской империи, и пять талантов было целым состоянием, да и один талант был богатством. Господь осудил того человека, который закопал один талант в землю (Мф. 25,14-30).
Эта притча помогает нам ответить на вопрос огромной философской глубины. Очень многие мыслители, богословы, философы пытались понять, как соотносятся Божественное и человеческое начала в истории. Ведь люди вроде свободны. С другой стороны, существует Промысл Божий. Где же кончается Божественное и начинается человеческое? Эта простая притча помогает проникнуть в глубину бытия мира. Бог дает таланты. Ни один человек не может обрести сам то, что дает ему Бог. Бог вкладывает в нашу природу некую программу. Люди отличаются друг от друга, потому что один предназначен к великим деяниям, — у него множество талантов, у него огромные силы, а другой получает совсем мало. Про таких мы иногда говорим, что он Богом обижен, он обкраден судьбой, — у него ведь ничего нет... Но и величайшие таланты, и средний уровень способностей, и посредственность — всё от Бога. Эта ясная констатация, которую мы обретаем из сегодняшнего евангельского чтения, помогает понять: человек не может гордиться талантами и силой, будь то сила интеллектуальная, физическая или сила воли, потому что все это получено даром от Бога; и нельзя смеяться над теми, кто кажется обкраденным умом или человеческими силами, как нельзя никогда смеяться или уничижительно относиться к людям, имеющим физические недостатки. Это Божия программа человеческого бытия. И в этом смысле Бог предопределяет развитие человеческой истории, входя в нее особой программой, которую вкладывает в каждого из нас. Здесь Его воля, здесь Его власть.
1 Достоевский Ф. М. Идиот. Ч. 3. V.
717
Но одновременно Господь создал нас свободными, разумными существами. И как было бы ужасно, если бы вложенная Богом в нашу природу программа работала подобно программе компьютера или заведенному будильнику. Если бы мы были просто механизмами, быть может, даже заряженными на совершение добра, это была бы иная жизнь — не человеческая, это была бы жизнь машин и роботов, запрограммированных на добро.
Богу было угодно в Свое творение вложить дар свободы. И каждый, обретая Божественную программу жизни, может либо развивать те дары, которые Бог ему дал, либо уничтожать и разрушать их — это наша свободная воля. Дал Господь человеку хорошую память, сильный интеллект, а он взял и пропил и память, и интеллект, и стал инвалидом в расцвете сил, потеряв все, — это его выбор. За этот выбор он ответит пред Богом. Или, напротив, получает человек дар от Господа и всю свою жизнь трудится, мобилизует свои силы, большие или малые (все от Бога зависит), — это другой выбор. Великие таланты, десять талантов, один талант или полталанта — то, что Господь дал, — человек развивает и приносит как благоуханную жертву Господу.
И вот здесь — область нашей свободы: пить или не пить, грешить или не грешить, верить в Бога или не верить, строить храмы или разрушать. Здесь мы свободны. Но за этот свободный выбор мы и должны будем дать ответ на Страшном Божием суде. Господь не спросит нас: «Почему ты не имел талантов?», не спросит, потому что Он Сам их раздает. Но Он спросит: «А почему же ты на 5 талантов не принес 10? Почему ты свой талант закопал в землю? Почему ты жил не так, как Я тебя учил жить?»...
Сегодня мы празднуем память святого благоверного великого князя Александра Невского, житие которого является замечательной иллюстрацией ко всему тому, о чем я вам сейчас рассказывал. В 20 лет юноша, ставший князем, правителем, побеждает шведов на Неве, в 22 наносит поражение Тевтонскому ордену на Чудском озере, в 40 с небольшим предстает пред Господом. Какие же нужны таланты, какие сила духа, сила разума, сила воли, чтобы ровесник наших молодых людей, которые беззаботно гуляют по улицам Ярославля или Москвы, взял на себя ответственность за страну и победил. Ему были даны многие таланты, и за короткую жизнь он принес Богу великий плод и стал святым, потому что такой подвиг не мог быть не заме-
718
чен людьми. И они прославили его святое имя, веря в то, что благоверный князь пребывает пред лицем Божиим. Как замечательно, что кафедральный собор в городе Ярославле мы освящаем в честь Успения Пресвятой Богородицы в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. [...]
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, и всех тех, кто вместе с Вами трудился не покладая рук, чтобы к славному 1000-летнему юбилею Вашего православного града был освящен этот величественный собор на берегу Волги.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.