13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 17.04.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
17.04.2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий: архиеп. Истринский Арсений, архиеп. (ныне митр.) Владивостокский и Приморский Вениамин, архиеп. Верейский Евгений, архиеп. Егорьевский Марк; еп. Зарайский (ныне митр. Ростовский и Новочеркасский) Меркурий, еп. Дмитровский (ныне митр. Брянский и Севский) Александр, еп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Подольский Тихон, еп. Рыбинский (ныне Рыбинский и Угличский) Вениамин, еп. Звенигородский (ныне Салехардский и Ново-Уренгойский) Николай.
61
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с радостным светлым весенним праздником Входа Господня в Иерусалим!
Вы уже слышали в сегодняшнем чтении из послания к Филиппийцам святого апостола Павла замечательные слова: Радуйтесь всегда... и еще говорю: радуйтесь (Флп. 4, 4). Почему именно эти слова предлагает нам для размышления Церковь в день воспоминания о входе Господнем в Иерусалим? Да потому, что народ радовался: люди кричали: Осанна! (Мк. 11, 9; Ин. 12, 13; Мф. 21, 9), постилали по дороге свои одежды, срезали ветви деревьев и бросали их под ноги Спасителя, приветствуя Его как Победителя смерти, ибо все были наслышаны о том, что Он силой Своею воскресил четверодневного Лазаря (Ин. 11, 1-45)...
Радовались, веселились... Но ведь радость и веселье могут быть разными. О какой же радости нам говорит апостол? Он предлагает нам радоваться так, как это делали жители Иерусалима? Совсем нет, потому что одни жители Иерусалима были напуганы чудом воскрешения Лазаря, другие удивлены и видели в Том, Кто совершил это чудо, великого, ни с кем не сравнимого Человека, а потому и радовались, что Этот Человек идет в столицу, ведь Он Своей силой поможет им решить их проблемы — от самых больших, таких как освобождение от римлян, до самых малых, с которыми каждый сталкивался в своей жизни.
Мы знаем, что та радость и то веселье, которые были у жителей Иерусалима, через несколько дней сменились криками: Распни Его! (Мк. 15, 13-14; Ин. 19, 6, 15; Лк. 23, 21). Тот, на Кого люди надеялись, что Он освободит их от римлян, поможет каждому в его жизни, оказался после взятия под стражу таким слабым, измученным, избитым, оплеванным... Что этот несчастный, думали они, может сделать для них, о каком освобождении от завоевателей может идти речь, если даже в своей повседневной жизни никто не может опереться на этого поруганного, осмеянного и предназначенного к позорному распятию человека? И вот прошла радость, прошло веселье...
В нашей жизни многие также считают, что веселье является синонимом радости и чем больше веселья, тем счастливее жизнь. Но ведь мы хорошо знаем, как быстро смех может смениться слезами, а веселье — дурным похмельем, и не только в прямом, но и в переносным смысле этого слова. И вот на месте радости и веселья —
62
скорбь, пустота, неудовлетворенность; одно сменяет другое. Кстати, наши современники хорошо прочувствовали, что после смеха, веселья, радости очень часто наступает скверное состояние души. Поэтому они «подключают» себя к источникам постоянного веселья как к некоему допингу, чтобы сократить время скорби, — а оно не сокращается...
Достаточно только посмотреть телевизионные передачи. Ну когда такой большой процент этих передач был посвящен веселью? Такое впечатление, что люди больше ничем не занимаются, как только веселятся. Эта потребность в веселье свидетельствует о чем-то тяжелом и опасном, что происходит в наших душах. Человек, у которого есть внутренняя радость, не нуждается постоянно во внешнем веселье. Эти слова не следует понимать в том смысле, что никакого человеческого веселья вообще не нужно. Оно ведь было всегда — и праздники, как светские, так и церковные, и добрые дружеские застолья... Но если человек постоянно нуждается в «подключении» к внешним источникам, дающим некие поводы к веселью, то это свидетельствует о духовной пустоте, внутренней скорби и страданиях.
Сегодня мы слышали Послание апостола Павла к Филиппийцам, где он говорит: Радуйтесь всегда... радуйтесь (Флп. 4, 4). Но не так, как радовались в древности жители Иерусалима, встречавшие Господа, и не так, как мы сегодня радуемся и веселимся, припав к экранам телевизоров. А как же тогда радоваться? В том же послании апостол говорит: ...мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4, 7).
Христос — Источник радости. Он — Источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную. Вне Христа такого источника не существует. Вот почему и говорит апостол: всегда... радуйтесь. Потому что если вы живете со Христом, если мир Христов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и не зависимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека.
А мир Христов — это наши убеждения (по слову апостола, помышления) и состояние души (поэтому апостол говорит о сердце). Сюда же можно еще добавить волю человека, ориентированную на добрые дела. Не случайно, размышляя о сегодняшнем празднике, преподобный Андрей Критский сказал так: «Вместо этих ветвей деревьев
63
вручи Господу свои добродетели»1. Не надо размахивать ветвями, не надо стремиться к выражению внешней, поверхностной, быстро проходящей радости. Ты вручи Ему свои добрые дела, открой перед Ним свое сердце, открой свой разум, и тогда мир Христов, который превыше всякого мира, соблюдет и сердца... и помышления наши во Христе Иисусе, Господе нашем.
Сегодняшняя радость накануне воспоминаний о страданиях Спасителя помогает нам понять непреходящие источники подлинной человеческой радости, а значит, подлинного человеческого счастья, потому что там, где непреходящая радость, там и счастье, там и блаженство, там и Царство Божие.
Пусть слова апостола, сказанные с такой силой, не уйдут из нашей памяти и помогут нам понять прямую связь между радостью и счастьем, радостью и миром Христовым, который принадлежит и сердцу, и уму нашему. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.