13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти перенесения честных мощей святителя Московского Петра, всея Руси чудотворца, в Успенском соборе Московского Кремля 6.09.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ
СВЯТИТЕЛЯ МОСКОВСКОГО ПЕТРА, ВСЕЯ РУСИ
ЧУДОТВОРЕЦ, В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
6.09.2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие всечестные отцы, братья и сестры!
Всех вас поздравляю с праздником града Москвы, всей Церкви Русской — днем перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси.
Митрополит Петр вошел в историю как святитель, особым образом потрудившийся для единства всей Русской земли, всей Святой Руси. Авторитет святителя, который связал своей жизнью и подвигом Киев и Москву, который избрал наш первопрестольный град местом средоточия всей ответственности Древней Руси — и светской, и духовной, — навсегда вошел в историю нашей Церкви.
Уже те, кто жил в эпоху митрополита Петра, сравнивали его с великими святителями — Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, потому что в своей деятельности он сочетал и богомыслие, и пастырскую ревность, и ответственность, и беззаветное служение людям.
В сегодняшнем апостольском чтении из Второго Послания к Коринфянам мы находим замечательные слова апостола Павла, сказанные им как бы в отклонение от главной темы, — а темой было направление к коринфянам неких представителей апостола. Святой Павел предлагает коринфянам встретить его посланников с радушием и иметь о них
1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиеп. Можайский Григорий, архиеп. Орловский и Ливенский (ныне митр. Красноярский и Ачинский) Пантелеймон; еп. Видновский Тихон, еп. Балтийский Серафим, еп. Воскресенский Савва.
688
попечение не только духовное, но и материальное. Именно в этой части послания содержатся слова: мы ведь не только Господу трудимся, но и человекам (2 Кор. 8, 21).
Святитель Петр в полной мере осуществил в жизни своей эти слова апостола: он беззаветно служил Господу, укрепляя и объединяя Церковь Русскую, и одновременно послужил народу своему в тяжкую годину татаро-монгольского ига.
Личность святителя Петра дает нам возможность подумать о священническом служении в Церкви. Действительно, по слову апостола, каждый священнослужитель призван служить Господу и людям, и для того чтобы сочетать такую многоплановую и ответственную деятельность и такое высокое служение, требуются особые духовные силы, — такие, какие были у святителя Петра.
Святитель оставил нам три замечательных послания, в которых он, в частности, говорит о том, каким должен быть пастырь. Красной нитью в этих посланиях проходит мысль об ответственности священнослужителей за Церковь и за народ. В каком же смысле священнослужитель несет ответственность пред Богом за народ? Ведь он лишен политической власти, а нередко и достаточных материальных средств. Он несет ответственность в том смысле, что своей проповедью, своей жизнью, своим примером и своей молитвой он должен укреплять те незыблемые нравственные принципы, на которых только и может основываться жизнь людей, — будь то личная, семейная или общественная жизнь. Вот почему ответственность священнослужителя так велика.
А что происходит, когда священник не соответствует своему высокому предназначению? Сегодня в адрес Церкви нередко обращается несправедливая критика — несправедливая в том смысле, что какие-то отдельные случаи, связанные с недостойной жизнью конкретного священника, представляются как некий образ того, что происходит в Церкви в целом. Но это не критика — это желание подорвать веру людей в Церковь, подорвать авторитет духовенства, сказав всем верующим: не надо ходить к этим священникам, они такие же, как тот или другой, о грехах которого стало известно...
В связи с этим хотелось бы вспомнить замечательное повествование Симеона Нового Богослова, выдающегося поздневизантийского отца Церкви, который размышлял как раз на эту тему. Он спрашивает:
689
как бы вы поступили, если бы к вам пришел гонец от царя земного, с тем чтобы вручить вам послание, в котором было бы сказано, что вы брат и друг царя, что в скором времени вы будете вместе с ним в его царстве и будете разделять с ним это царство, и на главу вашу будет надет венец и вы облечетесь в белые одежды? Как бы вы поступили, если бы это послание владыки вам вручил человек в грязной одежде, с непривлекательной внешностью — человек, на которого вы никогда не посмотрели бы, проходя мимо? Но ведь почему-то именно он стал этим гонцом с царской грамотой в руках! Разве бы вы его выгнали? Разве сказали бы; «Иди к своему царю! У тебя слишком невзрачная внешность, и одежда твоя грязна, и выглядишь ты плохо, и впечатление производишь недостаточно благоприятное, — забирай свою грамоту и уходи!»? Никогда вы так не сказали бы, — более того, человек, который принес вам эту весть, стал бы для вас человеком близким, несмотря на свою внешнюю непривлекательность или даже, может быть, безобразие. Наверняка вы позаботились бы о нем и поддержали — и морально, и материально!
Вот так и священник: он приносит всем грамоту от Бога-Царя — весть о спасении. И хотя сам он может быть в плохой одежде и не представлять собой примера для подражания, разве сам факт, что ему эту грамоту вручил Бог, не должен открыть сердца людей и сподвигнуть их к тому, чтобы принять эту весть из его рук?
Но какая же ответственность лежит на священнике, если кто-то не принимает грамоты из его рук, потому что он грязный, небрежно, плохо выглядит — конечно, в переносном смысле всех этих слов! Вот и получается, что священническое служение в каком-то смысле превыше ангельского, как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст1. Рассуждая о высоте священнического служения, он спрашивает: почему Бог не вручил священнического служения Ангелам? И отвечает: Ангелы безгрешны и бестелесны, и потому Бог вручил это служение людям, которые согрешают и падают, но вместе с паствой своей восстают.
Мы все в Церкви — и духовенство, и верующие — соединены величайшей ответственностью пред Богом. Ответственность священников не может быть сравнима ни с чем — каждое слово, каждое дело,
1 Иоанн Златоуст, свт. О священстве. Слово третье.
690
даже чисто внешнее, — то, как мы одеваемся, как мы ходим, на чем ездим, — все может отлучить от Бога малодушных и неглубоко мыслящих людей, особенно подверженных внешней пропаганде, — и тогда они руку за спину заложат, чтобы не принять Божественной грамоты об их сопричастности Царствию Божию.
Наверное, особый суд будет над теми, кто был посланниками Бога-Царя и должен был вручить людям эту грамоту. Но, с другой стороны, и те, кому вручается грамота, должны всегда в своем сознании отличать святость миссии, которую несет священник, от ограниченных возможностей человеческой личности. Священник в приходе имеет особый авторитет и влияние на людей. Но ведь и люди влияют на священника, ведь и они создают ту атмосферу, в которой священнослужитель духовно возрастает. Мы все объединены единой ответственностью пред Богом, — потому и называемся Церковью Божией, общиной спасаемых, Святой Церковью.
Святитель Петр, митрополит Киевский и Московский, являет нам пример высочайшей ответственности в служении Богу и людям. И, молясь сегодня здесь, пред его цельбоносными мощами, мы просили и будем просить, чтобы по его святым молитвам Господь приклонил милость Свою к единой Святой Руси, к исторической Руси, к странам, которые образовались на ее просторах, к Церкви Русской, объединяющей верных в этих странах. Верим, что по его молитвам и предстательству приклонит Господь милость к Отечеству нашему, народам нашим и к Церкви Русской. Аминь.
691
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.