Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день Собора Московских святых в Успенском соборе Московского Кремля 6.09.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ СОБОРА МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

6.09.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея, в котором излагается всем нам хорошо известная притча о виноградарях — о том, как господин отдал виноградник свой в управление людям. И когда пришло время собирать плоды, послал своих слуг, чтобы они забрали эти плоды, а виноградари схватили этих слуг, избили и винограда не дали. Еще раз повторилось то же самое, и, более того — слуг избили, убили, а винограда снова не дали. И тогда послал господин своего наследника, увидев которого злые виноградари сказали: «Это наследник; пойдем, убьем его, и весь виноград будет наш» (Лк. 20,14). И сделали так. И спрашивает Господь: что сделает господин виноградника с этими злыми виноградарями? Слушающие отвечают: «Придет, убьет этих виноградарей, накажет их, а виноградник отдаст другим». А в конце этой притчи Евангелие цитирует 117-й псалом с такими удивительными словами: камень, который отвергли строители, тот самый соделался главою угла (Пс. 117, 22).

Сегодняшний евангельский текст помогает нам очень многое понять, — многое из того, что происходит в нашей религиозной жизни.

681

 

 

Изначально эта притча была обращена к тогдашним слушателям, к иудейскому народу; и под теми, кого господин посылал забрать урожай, Господь подразумевал пророков, которые посылались к избранному народу, но не всегда были им услышаны. А иногда за то, что пророки возвещали правду Божию, их побивали камнями, избивали, предавали смерти. А под сыном господина Спаситель подразумевает Самого Себя, Сына Божиего, Который ведь тоже был не принят, отвергнут и убит.

У этой притчи было самое непосредственное историческое значение. Она была призвана помочь слушавшим Спасителя осознать свою неправду, открыть сердце навстречу Богу, принять Его слово. Но все, что написано в Евангелии, имеет не только историческое значение. Сказанное обращено не только к той аудитории, что въяве слушала Спасителя, но и ко всем последующим поколениям людей, в том числе и к нам. И эта притча помогает понять, почему люди отвергают Бога. Ведь виноградари были жестокосердными людьми, злыми, завистливыми, склонными к похищению чужого добра, — они были плохими людьми. Как же эти плохие люди могли, живя своим злом, вдруг принять добро? Ведь это то, что называется «наступить на горло собственной песне». Привык жить по закону зла, а тут вдруг Слово Божие с его испепеляющей правдой, с его невероятным радикализмом, с требованиями изменить жизнь, перестать быть плохим! Так легко и просто жить по закону зла... Сильный побеждает — будь сильным. А чтобы стать еще сильнее, можешь и чужое взять, и нет границ человеческой неправде. И люди привыкают жить по этим страшным законам, борясь за свое собственное благополучие, идя даже на преступление. И тем более с легкостью идем на обычные, бытовые, каждодневные грехи!

Но говорит слово Божие: в злохудожну душу не внидет Премудрость и не обитает в теле, повиннем греху (Прем. 1, 4). Это означает, что нравственное состояние человека есть непременное условие усвоения слова Божиего. В душе человека должно быть нечто, за что это слово может как бы зацепиться. Даже у грешного человека должно быть нечто, что это слово Божие сделало для него вдруг значимым. Но если вся жизнь во грехе и если грех становится идеалом, нормой жизни, то слову Божиему невозможно укорениться в сердце такого человека и люди не слышат Божественную весть.

682

 

 

А причем же здесь слова о краеугольном камне? Камень, который отвергли строители, он и соделался главою угла: это — от Господа и есть дивно в очах наших (Пс. 117, 22-23). Здесь уже речь идет о чем-то другом. Кто такие строители? Строители — это специалисты, которые точно знают, какой камень нужно класть в основание здания. Их не надо учить. У них есть знание, есть опыт, и тот камень, который они избирают, наверняка является правильным камнем. Почему же слово Божие говорит о том, что строители могут отвергнуть нужный камень? А потому, что не всегда то, что мы делаем на основании своего опыта, образования, привычек, стандартов мышления, является правильным. Но как трудно принять иную точку зрения и положить ее во главу угла!

Несколько поколений людей воспитывались в атеизме — в школах, вузах. На этом мировоззрении строилась общественная жизнь, строилась личная карьера людей. Три-четыре поколения людей в большинстве своем жили без Бога. Религиозная жизнь не была их опытом. Но ведь они строили, созидали, подымали промышленные гиганты, прокладывали дороги, запускали в космос спутники, достигали других успехов, полагая во главу угла совсем не Божественный камень, и были уверены в том, что знание, опыт, образование — это и есть самое главное. И когда вдруг пришло время услышать, что есть другой камень, который нужно класть в основание, как же трудно всем этим строителям, опять-таки «наступив на горло своей песне», отказаться от своего опыта и попытаться взять для этого другой камень. У некоторых людей это не получается — столь сильно притяжение прошлого, своей собственной внутренней традиции.

До сих пор иногда встречаешь людей, которые, даже с добрым чувством относясь к вере, к Церкви, не могут перекрестить собственного лба, как говорится, — рука не подымается. Но что же можно сказать тем, кто не может положить иной камень, кто до сих пор в основание своей жизни кладет тот камень, который привык класть в основание здания? Можно только повторить слова этого дивного 117-го псалма: Сей есть от Господа.

Этот камень от Бога, и ни одно здание не может быть построено, по-настоящему построено, чтобы в нем радостно и мирно было жить, чтобы оно не грозило всем разрушением и падением, чтобы под этими развалинами не погибала человеческая жизнь или даже

683

 

 

жизнь страны. Важно, чтобы в основании был этот камень — камень веры. И это справедливо не только по отношению к истории, к стране, к обществу, к государству, это справедливо по отношению к каждому конкретному человеку.

И получается так, что условие принятия Бога есть непременно нравственное чувство. Если оно даже и поколеблено, но сохраняется в человеке, то это чувство является условием познания Господа. Но есть и другое условие. Человек должен быть способен к пересмотру своих собственных убеждений, взглядов, мироощущений. Вот эта открытость навстречу Богу, готовность положить иной краеугольный камень в основу своего строительства является непременным условием обращения людей к Богу.

И ведь вот что удивительно: не говорит Господь, что строители плохи, что они не тот камень положили, что они вообще ни к чему не способны. Не говорит Господь, что и без вас, строители, Я имею силу положить Свой камень в основание. Господь не ставит под сомнение участие человека в строительстве, в созидании, Он не ставит под сомнение знания людей, их опыт, их образование. Он только лишь предлагает строить здания на камне веры, употребляя и знания, и опыт, и образование, и умение строителей. Господь предлагает сочетать наши человеческие усилия с верой, полагая в основу бытия веру. И тогда здание будет прочным и в прямом, и в переносном смысле слова. Дом, который строится с молитвой, в прямом смысле слова — прочный дом.

Эти все технические, техногенные катастрофы, которые приходят к нам из прошлого, они как бы напоминают о том, что все нужно было делать с Богом и великую страну надо было строить с Богом. Тогда, может быть, и не было бы сегодня этих катастроф, распадов и разделений, а была бы мирная, спокойная и преемственная жизнь. История нашего Отечества, как ничто иное, убеждает нас, что даже самое великое здание, построенное без Бога и без веры, не имеет прочного основания. Вот почему сегодня, когда мы строим новую страну, связанную с прошлым, с традицией и преемством, мы обновляем лик своего Отечества. Как важно все делать правильно, не только умно и правильно покрывать крышу или строить стены, но и фундамент закладывать верно! И дай Бог, чтобы этот фундамент был прочным, а с Богом он всегда будет прочным. И дай Бог всем нам быть способ-

684

 

 

ными принимать слово Божие, включать его в свое сознание и в свое сердце — и жить этим словом. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.