13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в новоосвященном храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены г. Абакана (Республика Хакасия) 30.08.2011
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ
г. АБАКАНА (РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ)
30.08.2011
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Только что мы прослушали небольшой отрывок из Второго Послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор. 5, 15-21). В немногих словах, которые были нам предложены, открывается ни много ни мало смысл человеческой истории. Наверное, нет ни одной другой книги, кроме Книги жизни — Библии, в которой не словами человеческими, а самим Божиим Словом в нескольких фразах могла бы открываться такая глубина, такая бездна знания, которая способна изменить жизнь человека и всего общества.
Почему же этого не происходит? Потому что мы чаще всего, как говорит поговорка, «дальше своего носа не видим». Каждый из нас погружен в свои текущие проблемы, в свою повестку дня, в то, что нас волнует, беспокоит, что будоражит нашу мысль, что приводит в состояние радости или, наоборот, возбуждает негативные чувства, — и мы все оказываемся в этой круговерти. И ведь кажется, что то, что мы делаем, — это и есть самое главное и важнее быть ничего не может...
Но иногда Господь проводит нас через такие состояния, когда мы понимаем, что то, чему мы отдаем всю свою жизнь, — это не самое главное. Например, когда человека постигает внезапное горе, разрушается семья, уходит любовь, разрываются отношения с детьми... Подобные стрессы помогают нам хотя бы на мгновение понять, что то, чем мы занимаемся каждый день, — это не самое главное. Подобные мысли посещают нас и тогда, когда мы лицом к лицу сталкиваемся с неизлечимой болезнью или с самой смертью. Для того чтобы человек мог правильно выстраивать свою жизнь, у него должен быть верный взгляд на эту жизнь, на историю, на самого себя, — взгляд,
672
который порождается не стрессом, не катастрофой, но проистекает из убеждений, из знания, из мысли. Вот Слово Божие и помогает нам обрести, опираясь на Божественную мудрость, этот правильный взгляд на мир, на историю рода человеческого и на самого себя в этой истории.
Что же сказал апостол Павел в этом Послании к Коринфянам? Он сказал следующее: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам служение примирения (2 Кор. 5, 19). О чем здесь идет речь? Почему Бог во Христе примирил с Собою мир? Разве мир был в конфликте с Богом? Да, мир был в конфликте с Богом, в неразрешимом конфликте, ибо Бог, создав мир и человека, предназначил человека к жизни в общении со своим Творцом. Он даровал человеку бессмертие, способность и возможность безграничного развития в полной гармонии с Богом, с другими людьми, с природой, с дикими зверями, с деревьями, с океанами и морями. И нужно было только одно — принять этот Божий замысел о мире и человеке, сказать этому замыслу «да» и осуществлять его. Но человек отказался от Божиего замысла, и первые люди, как мы знаем, совершили грех. Они не приняли Божиего закона, Божиего порядка миробытия, они решили самих себя поставить на место Бога. В какой-то момент Бог оказался им не нужен, они предали Бога, и грех, совершённый первыми людьми, был преемственно унаследован всеми последующими поколениями — каждый человек многократно повторяет этот грех отвержения Бога.
Что же могло примирить человека с Богом? Что могло примирить с Богом всю человеческую семью? Что могло вновь развернуть историю человеческой цивилизации в направлении тех целей, которые Бог поставил перед человеком? Этого не дано было сделать никому из людей, никто не мог совершить такого действия, которое изменило бы миропорядок. Но Бог Сам входит в человеческую историю. Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, принимает на Себя великую миссию — искупление человеческих грехов — и приносит Себя в жертву за эти грехи. Никакая человеческая жертва не может иметь вселенского значения, потому что человеку не дано нести ответственности за весь космос, за всю вселенную, за весь род человеческий, — Сам Бог принимает на Себя эту ответственность за грехи людей и приносит Себя в жертву, искупая человеческий грех.
673
Вот почему апостол Павел и говорит, обращаясь к коринфянам: Бог во Христе примирил с Собою мир — примирил жертвой Своей, в результате чего людям не вменяются их преступления. Мы знаем, что это бывает в юридической практике, когда суд констатирует: «Совершённое деяние не вменяется в преступление», — и человек выходит оправданным, с легким сердцем: он не преступник, на нем нет вины за то деяние, которое рассматривал суд. С каким облегчением живет такой человек: все обвинения с него сняты, он словно пишет заново свою жизнь! Угроза наказания была совсем рядом, но ее больше нет... То, о чем мы сейчас говорим, приводя этот жизненный пример, имеет прямое отношение к тому, что Бог совершил во Христе: Он взял на Себя все человеческие грехи и, принеся Себя в жертву на Голгофе, дал возможность каждому из нас осознать и почувствовать, что наши грехи и преступления нам в вину не вменяются.
Кто-то может сделать из этого ложный вывод и сказать: «Ну и хорошо, что не вменяются, тогда я буду грешить». Однако грехи не вменяются лишь при одном условии: человек должен принять то, что совершил Христос. Он должен поверить в то, что Христос исцелил его от греха. Он должен поверить в то, что Иисус из Назарета есть Господь и Спаситель мира. И если человек принимает Христа, то на него распространяется искупительная жертва Христова, ему не вменяется грех, он включается в тот самый Божий мир и тот самый порядок бытия, который учредил Бог, создавая вселенную. Именно поэтому в том же сегодняшнем отрывке из Послания апостола Павла к Коринфянам мы находим такие слова: Кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5,17), то есть новое творение — не прежнее, греховное, а новое. Как Христос был новым Адамом, не совершившим греха, так и те, кто верит во Христа, — новые люди и новое творение. Они принимают Божественный миропорядок, они принимают Божий замысел о мире и человеке.
В глубокой древности, когда люди приносили в жертву Богу животных, закалывая их на алтаре, они затем вкушали их мясо и окропляли себя жертвенной кровью, чтобы приобщиться к этим жертвоприношениям. Христиане также вкушают жертву, которую принес Господь Иисус Христос, — они вкушают ее в таинстве Святой Евхаристии, когда причащаются хлеба и вина, претворенных силой Божией в подлинное Тело и подлинную Кровь Спасителя. Почему мы
674
именуем таинство Евхаристии таинством спасения? Да потому что, принимая жертвенные Тело и Кровь Спасителя, мы распространяем на себя благодатные последствия этой жертвы, становимся новым творением.
Кто-то может спросить: «А как же наши личные грехи? Ведь несть человек, иже жив будет и не согрешит (2 Пар. 6, 36). Неужели все личные грехи зачеркнуты этой жертвой, и мы можем грешить, ни о чем не думая?» — Совсем не так. Потому что, принимая Божий замысел о мире и человеке, мы одновременно принимаем и обязательства слушать Бога, исполнять Его заповеди. Ведь Адам заповедь нарушил, а мы принимаем на себя обязательство заповеди исполнять. Конечно, не всегда это у нас получается: и падаем, и грешим, и в какие-то моменты от Бога отказываемся... Распространяются ли на нас и в этом случае слова апостола Павла о том, что преступления не вменяются? — Распространяются. Но есть непременное условие: Бог не привлекает к Себе человека насильно. Ведь Он мог силой заставить Адама жить в раю и не вкушать с запретного древа. Но то был бы уже не человек Адам, не образ Божий, не свободная личность, — то было бы некое существо, силой принуждаемое к добру. И как не случилось того на заре человеческой истории, так и сегодня не происходит — Бог никого не принуждает к добру, но всегда оставляет человеку возможность вернуться на путь добра. И если мы согрешаем, то должны помнить, что Бог во Христе простил нас. Нам только нужно вернуться к Нему, чтобы из Его рук получить это прощение. Всякий раз, когда мы раскаиваемся в грехах, когда приносим покаяние, когда причащаемся Святого Тела и Святой Крови Христа Спасителя, мы верим, что не вменяются нам преступления наши. И не потому, что наше раскаяние было сильным, не потому, что долго на службе стояли и натощак причастились, а потому, что Бог во Христе принес за нас жертву. Он пролил кровь, и этого достаточно, чтобы Бог мог простить нас сегодня в ответ на наш покаянный лепет, на наше раскаяние, — часто такое ущербное, слабое, человеческое...
В словах апостола Павла нам открывается глубинный смысл человеческой истории. Если человек отступает от Божиего замысла, если он строит цивилизацию, в которой нет Бога, то он повторяет грех Адама в планетарном масштабе, и ничего у человека не получится, как не получилось у строителей Вавилонской башни, что
675
была разрушена силой Божией (Быт. 11, 4-9). Успешным может быть только такое общественное созидание, только такая личная или семейная жизнь, которые устрояются согласно воле Божией, согласно Божиему замыслу. Иногда мы, в ужасе взирая на то, что происходит в мире, спрашиваем себя: «Что же это такое? Ведь люди стали такими образованными, в их руках такие могучие средства техники и технологии, столь сильна наука... Почему же мир не становится лучше? Почему проливается кровь невинных? Почему сильный считает возможным силой оружия навязывать свою волю слабым? Почему так много бедных и несчастных? Почему каждый день тысячи умирают от голода, в то время как другие не знают, куда деньги девать?»... Какой мир строим мы по своей воле, по своему замыслу? — Мир нежизнеспособный. И войны, и революции ясно говорят нам о его неспособности к мирному развитию, к мирной жизни.
Народу нашему был дан особый опыт. Мы жили в обществе, из которого был изгнан Бог. Мы знаем, что, несмотря на все подвиги и жертвы, мы не построили того общества, которое хотели построить, — мы не могли этого сделать без Бога. Вот и сегодня, когда мы свободны, когда можем выбирать свой путь жизни, мы не должны повторять ошибок прошлого. Мы должны избрать тот жизненный путь, в котором Божественное будет соединяться с человеческим. И тогда благополучной будет наша личная жизнь (вне зависимости от того, велик или мал наш материальный достаток), будет мирной, благополучной и счастливой семейная жизнь, будут любовь и взаимопонимание между супругами, будут согласие и единомыслие между поколениями, потому что все будут объединены единой системой ценностей — и богатый, и не очень богатый, и во власти пребывающий, и бессильный, и молодой, и старый, и здоровый, и больной. Это общая система ценностей и будет формировать новое творение — ту цивилизацию, которую задумал Бог.
А что будет, если мы откажемся от Бога, к чему нас ежедневно подталкивает множество телевизионных каналов, на которых вы не услышите того, что сегодня вы слышите в храме, — напротив, все стереотипы жизни, все модели поведения, мода — все будет направлять сознание человека в другую сторону.
Даны ли нам вообще силы сопротивляться этому безбожному миру? Ответ такой: не просто даны, но и указана сила воздействия на
676
него — в первую очередь тем, о чем говорит сегодня апостол Павел: «Вам дается служение примирения». И христианин, живущий верой, способен нести мир в этот мятущийся мир, созидая и устрояя его по закону Божиему.
Нас иногда спрашивают: «Зачем вы строите храмы?» А некоторые говорят: «Слишком много уже построено, не нужно больше — вот и коровники еще не везде построены, а они тут, видите ли, храмы строят да еще и купола золотят...» Но для того мы и строим храмы, чтобы люди обрели подлинный смысл жизни и через это изменили мир, сделали его подобным тому миру, который пожелал иметь Бог, создавая космос. И верим, что вне зависимости от того, велики или слабы наши силы, мы способны решать эту глобальную задачу, потому что мы будем решать ее, не только опираясь на свои скромные и немощные силы, но зная, что вместе с нами — Бог, Который и дает нам силы служить сему миру, дабы мир стал лучше.
Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами, мои дорогие братья и сестры, с Республикой Хакасией, с городом Абаканом. Да даст вам Бог силы строить иную жизнь, опираясь на Его Божественное непререкаемое и вечное Слово! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.