13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря 26.08.2010
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ЕПИСКОПА
ВОРОНЕЖСКОГО, ЗАДОНСКОГО ЧУДОТВОРЦА,
ВО ВЛАДИМИРСКОМ СОБОРЕ ЗАДОНСКОГО РОЖДЕСТВО-
БОГОРОДИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
26.08.2010
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1, владыка Никон, священноархимандрит сей святой обители, епископ Липецкий и Елецкий! Дорогие отцы и братья! Уважаемый Олег Петрович, губернатор Липецкой земли2! Дорогие паломники и сомолитвенники!
Я радуюсь возможности в день памяти святителя Тихона Задонского, чудотворца, молитвенника и просветителя земли нашей, прибыть в эту прославленную обитель с тем, чтобы вместе с вами отпраздновать ее 400-летие. Много славных страниц вписано в историю этого монастыря, имевшего в прошлом огромное духовное значение, но совершенно особым образом просияла эта обитель пребыванием здесь святых и цельбоносных мощей святителя Тихона. Он завершил свои дни не на кафедре, как правящий архиерей, не в славе, а здесь — в смирении и простоте. Из его жизнеописания известно, что в последние годы люди настолько привыкли к тому, что он здесь, рядом с ними, что иногда могли и обидеть святителя, и сказать ему грубое слово — ведь так мало походил на владыку этот старец-затворник, который все свое время проводил в молитве и написании книг!
Конечно, уже тогда имя святителя Тихона было хорошо известно тем, кто интересовался духовной жизнью. Но ведь часто бывает, что люди, живущие рядом с великим человеком, этого величия не замечают. Он кажется им простым, не таким совершенным, каким его представляют читатели его книг. А потому пребывание святителя Тихона на покое было, с человеческой точки зрения, делом непростым. Но недаром святой угодник Божий писал о тайниках внутренней жизни человека — он сам обладал колоссальным по силе духовным опытом
1 Митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Воронежский и Борисоглебский Сергий; еп. Солнечногорский Сергий.
2 Королев О. П., глава администрации Липецкой области.
669
и в ответ на обиды, на горькие слова, на недостаток почтения отвечал глубочайшим смирением, свидетельствуя, что даже досадные слова, обращенные в его адрес, не покрывают всей его греховности, а являются лишь возможностью частично искупить смирением свои грехи. Величайший пример для всех нас!
Бывает так, что люди, пребывающие отнюдь не в уединении и не на покое, а, напротив, — во славе и чести, даже не от прямой обиды — потому что чаще всего таких людей никто и не смеет обижать, — а лишь от косвенного намека теряют присутствие духа, расстраиваются, переживают или впадают в гнев. Смирение — величайшая христианская добродетель, которая является не слабостью человека, а внутренней силой. Не ответить обидчику, промолчать перед оскорбителем, осознать свой грех и свою неправду, когда в твой адрес обрушивается клевета, есть высочайшая степень духовного совершенства, внутренней силы и внутренней свободы человека. Откуда все это было в святителе Тихоне? — Из Слова Божиего: он был научен Самим Христом — так же, как и мы с вами научаемы евангельскими словами; но он принял их всем своим сердцем.
Сегодня, в день памяти святителя, мы слышали небольшой отрывок из пятой главы Евангелия от Матфея, где находятся удивительные слова: Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14). А несколько ранее в этом же Евангелии Господь, обращаясь к слушавшим Его людям, говорит: Вы — соль земли (Мф. 5,13). Соль земли... Свет мира... Не миру, а мира, то есть вы — самое лучшее, что есть в мире. К кому обращает Господь эти слова? К простым жителям Галилеи, которые собрались слушать Спасителя на холме на берегу Галилейского моря, почти рядом с городом Капернаумом, где Господь жил во время Своего пребывания в Галилее. Почему Господь обратился к этим простым людям, назвав их солью земли и светом мира? Потому что перед этим Он адресовал им другие слова: Он обратил к ним Свои заповеди блаженства — те самые заповеди, в которых формулируются величайшие нравственные законы человеческого бытия (Мф. 5, 3-11).
Эти девять христианских заповедей не находятся ни в каком противоречии с десятью заповедями Моисея. Как свидетельствует то же Евангелие, Господь о Самом Себе говорит, что Он пришел не для того, чтобы нарушить закон — то есть Моисеев закон, — но чтобы
670
исполнить его (Мф. 5, 17). И Он исполняет и восполняет Моисеев закон этими удивительными девятью заповедями: блаженны нищие духом... блаженны плачущие... блаженны кроткие... блаженны алчущие и жаждущие правды... блаженны милостивые... блаженны чистые сердцем... блаженны миротворцы... блаженны изгнанные за правду, блаженны изгнанные и гонимые за Христа... И уже потому, что жители Галилеи услышали эти слова и, конечно, приняли их своим сердцем, Господь говорит: «Вы — свет мира, потому что если будете исполнять эти заповеди, будете светом, будете силой, будете красотой этого мира...»
Святитель Тихон Задонский осуществил в своей жизни эти заповеди. От своего внутреннего опыта он и проповедовал, и писал книги, которые до сих пор поражают читателей своей глубочайшей духовностью, своей силой, своей притягательностью. Недаром заповеди сии называются заповедями блаженства, заповедями человеческого счастья, — потому что по воле Божией человек устроен так, что, только живя по этим заповедям — не по стихиям мира сего, не по буйству человеческой природы, не по наущению лжеучителей, а по этим Божественным заповедям, — он будет счастливым. Кто исполняет их, тот созидает свой внутренний духовный мир — особый мир, исполненный красоты, гармонии, радости, покоя и счастья. Это и есть цель человеческой жизни, потому что, как бы мы ни пытались ставить перед собой иные цели, все они скоропреходящи и ничтожны по сравнению с Божественной целью, поставленной перед каждым человеком, — обрести блаженство, для которого конец земной жизни не является пределом, но которое уходит в вечность и расцветает там в невечернем дне Божественного Царства1.
Мы с таким вниманием слушаем слова святителя Тихона, потому что он в себе стяжал это блаженство, эту радость, это счастье, эту полноту жизни. И чем были перед этой внутренней красотой скоропреходящая человеческая невзгода, боль, или обида — ничем, потому что внутреннее блаженство человека дарует ему одновременно и великую силу. Мы научаемся всему этому из Слова Божия, мы научаемся этому из опыта жизни святых угодников Божиих. Все сказанное помогает всем нам лучше уразуметь заключительные слова
1 Пасхальный канон, песнь 9.
671
сегодняшнего евангельского чтения: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5,16). Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.