Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 10-ю по Пятидесятнице в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы 21.08.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 10-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В НОВОСПАССКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ
МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ г. МОСКВЫ
1

21.08.2011

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Преосвященный владыка Савва, наместник и игумен сей святой обители3! Дорогие отцы, братия и сестры!

С радостным чувством я впервые совершил Божественную литургию в этом соборном летнем храме. Ранее я неоднократно посещал Новоспасский монастырь и совершал здесь богослужения, но поскольку это было в холодное время года, то и службы проходили в зимнем соборе.

Взору открывается дивно восстановленный, прекрасно расписанный храм, который несет в себе свидетельство о глубокой вере, о силе духа, о внутренней красоте тех, кто возжелал построить здесь величественный собор. Можно себе представить, сколько трудов было положено, чтобы здесь, на Крутицком холме, был воздвигнут Новоспасский монастырь, ставший жемчужиной первопрестольного града! Я хотел бы от всего сердца поблагодарить владыку архиепископа Алексия4, первого наместника, который на протяжении почти 20 лет трудился с братией (многие из которых здесь сегодня присутствуют), чтобы вдохнуть жизнь в эти полуразрушенные здания, которые числились памятниками архитектуры, но о которых десятилетиями не было должного попечения; чтобы храмы сии превратились в живые

1 Богослужение состоялось в дни празднования 20-летия возрождения Новоспасской обители.

2 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий; архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Рязанский и Касимовский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Павел, архиеп. Костромской и Галичский Алексий († 2013); еп. (ныне митр.) Ростовский и Новочеркасский Меркурий, еп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Подольский Тихон.

3 Еп. Воскресенский.

4 Архиеп. Костромской и Галичский Алексий († 2013); был наместником Новоспасской обители в 1991-2011 гг.

661

 

 

обители духа веры. И все это произошло. Трудов было положено много, но и радость великая, и пример убедительный, в том числе для тех, кто опасается, что Церковь якобы не сумеет сохранить и отреставрировать храмы, имеющие особое историческое и культурное значение. Все то, что вы видите и что поражает сегодня специалистов, не говоря уже о простом народе, — это смиренные труды Церкви (в том числе и в соработничестве с высококвалифицированными специалистами), благодаря которым в это совершенно особое для Москвы место вернулась первозданная красота монастыря, построенного будущим Патриархом Никоном при содействии двух русских государей.

Дай Бог, чтобы и под Вашим управлением, владыка Савва, жизнь обители продолжала развиваться. Предстоит еще многое сделать, в частности, для реставрации и сего святого собора, и иных храмов и зданий, но самое главное — Новоспасский монастырь должен быть духовным центром первопрестольного града. Мое сердце радовалось, когда сегодня, входя в храм, я увидел большое количество детей и молодежи, которые, несмотря на пасмурную погоду и дождь, приветствовали меня и своими улыбками, и светлыми взорами, и добрыми словами. Дай Бог, чтобы работа с юными сердцами и умами была приоритетом этого святого места. И если традиция работы с детьми и молодежью будет укоренена в сознании иноков и прихожан — всех тех, кто составляет духовную семью Новоспасского монастыря, — тогда на долгие годы будет обеспечено процветание этого святого места, ибо слава таких обителей, как Новоспасская, — не только в их внешнем величии и благолепии, но в первую очередь в силе духа, в силе молитвы, в силе, чистоте веры, которая созидается в этих стенах, несмотря на многие искушения века сего.

Сегодня, в 10-ю Неделю по Пятидесятнице, в дни Успенского поста, мы слышали евангельское повествование о том, как Господь исцелил бесноватого, который в новолуния бросался и в воду, и в огонь (Мф. 17,14-23). Апостолы не могли совершить этого чуда, и отец несчастного пришел и стал просить милости у Спасителя, и Тот исцелил его сына. Когда апостолы спросили, почему же они не смогли сделать того, что совершил Господь, Он ответил: Сей... род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Эти слова мы все должны крепко хранить в памяти, пропустив через свое сознание и через свое сердце.

662

 

 

Нам кажется, что бесноватые, о которых так часто повествует Евангелие, — это буйнопомешанные люди, социально опасные, которые бросались в огонь, воду, разрывали цепи, которые могли напасть на человека. Да, действительно, были и такие бесноватые. Но беснование — это не обязательно буйство. Беснование — это господство диавола над человеком. Когда человек оказывается в его воле, то именно диавол определяет строй его мыслей и чувств, его поведение, и если тот захочет, чтобы человек был буйным, бросался в огонь и в воду, — так и будет. Но диавол может захотеть и иного; и было бы глубочайшей ошибкой считать, что бесноватый — лишь тот, кто рвет на себе цепи. И сегодня существует множество бесноватых — это люди, которые одержимы диаволом; некоторых из них даже показывают по телевидению. Смотришь в глаза таких людей и видишь диавольскую злобу и бездну, разверзающийся ад. Когда диавол господствует над человеком, когда он порабощает его мысли, когда он толкает его на хулу на Духа Святого, тогда такой человек — раб диавола.

А почему дух сей изгоняется только молитвой и постом? Замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: не бойся поста, ибо поста трепещет диавол1. Потому что пост, воздержание заставляют человека обратить внимание на свои чувства, на свое внутреннее состояние. Пост связан с воздержанием, самовоспитанием, самоограничением — с тем, что помогает приблизить господство разума над поведением человека.

Человек постящийся — это человек, управляемый Богом, потому что он старается жить по Божиему закону, ограничивает свои страсти, раскаивается в своих грехах. Пребывая в молитве, в постоянном общении с Богом, он Богом управляем, и нет у диавола рычагов воздействия на такого человека. Диавол пытается влиять на ум, заражать его дурными, грязными, богохульными мыслями, но человек постящийся и контролирующий свое сознание попирает этого змия, и диавол отступает.

Но ведь есть еще и чувства, и страсти человеческие, и инстинкты... Как часто диавол стремится поработить эту чувственную сторону жизни человека! И ведь во множестве случаев это удается. Но тот, кто постится, кто контролирует свои чувства, кто в таинстве Исповеди

1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 5-я о покаянии.

663

 

 

повергает на Божий суд свои прегрешения, даже мысленные, того не так просто уловить, ибо он способен держать под контролем свои действия. Сей... род изгоняется только молитвою и постом...

А что же происходит с теми, кем овладевает диавол? Как я уже сказал, большинство из них не рвут цепей, не брызжут слюной, не бросаются на ближних своих. Но с какой же легкостью они отдают свою душу диаволу, поддаваясь интеллектуальным соблазнам — даже не столько интеллектуальным, сколько неким мыслям, образам, моделям поведения, которые с навязчивостью предлагаются сегодня современному человеку, — не говоря уже о полном порабощении чувственного начала! Этим людям кажется, что они герои, что они сильные — ведь у них может быть власть, у них могут быть деньги и могущество, они могут удовлетворять любые свои похоти и прихоти, чувствуя свою независимость от всех, в том числе от Бога. Они чувствуют свое «могущество», не сознавая при этом, что являются жалкими рабами, марионетками диавола. Дернет диавол за одну ниточку — он поднимает ногу, за другую — руку, за третью — вздергивает голову; и так человек возбуждает плоть свою, теряя всякую свободу и всякую возможность управлять самим собой.

Не случайно во время Успенского поста Святая Церковь напоминает нам о том, что постом и молитвой изгоняется дух диавольский, — дух, который сегодня порабощает огромное количество людей, даже не подозревающих о том, что они становятся рабами диавола. И только тогда, когда разрушаются жизни, когда человек в какой-то момент вдруг сознает, что ничего не удалось, что все рушится, что нет ни друзей, ни любимых, ни семьи — нет ничего, кроме страстей, — лишь тогда кто-то, да и то не каждый, может оценить свое состояние духа.

Церковь призвана, обращаясь к современному человеку, говорить в числе прочего и о бесновании. Мы должны справиться с массовым беснованием, в которое вовлекаются миллионы и миллионы людей. Что же делать, как спасти мир? Господь говорит нам как: молитвою и постом. Мы должны поститься и молиться о тех, кто не молится и не постится, — о наших родных, близких, о наших друзьях, о наших знакомых, о наших коллегах по работе, о тех, кто во власти, кто в силе, о тех людях, которые оказывают влияние на общество. Мы должны понять, что молитва наша — это не только молитва за себя и за своих родных, — но это молитва за мир. К такой молитве сугубо

664

 

 

призваны монашествующие, в том числе и братия сего святого монастыря. Мы должны помнить, что самое главное наше делание — это молитва за род человеческий, за Отечество наше, за народ наш, это пост и подвиги за тех и ради тех, кто не способен сегодня сам совершать эти подвиги. И верим, что по слову Златоуста, диавол будет трепетать — трепетать перед лицом постящихся и молящихся, — тех, кто остается подлинно свободным от всякого диавольского приражения.

Да поможет Господь Вам, Ваше Преосвященство, владыка Савва, инокам сей святой обители, всем монашествующим, всему духовенству нашему, всему благочестивому верующему народу помнить о своей миссии и о значении поста и молитвы для спасения рода человеческого. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.