Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в новоосвященном храме во имя Живоначальной Троицы в Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре 15.08.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ
ВО ИМЯ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ
В ТРОИЦКОМ СТЕФАНО-МАХРИЩСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
15.08.2010

 

Ваше Высокопреосвященство1! Ваше Преосвященство2! Многочтимая матушка Елисавета3! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником этой святой обители, потому что освящение главного храма словно завершает восстановление всего монастыря.

Я хотел бы поблагодарить матушку Елисавету, сестер, благотворителей, благоукрасителей, жертвователей — всех тех, чьими трудами и средствами из праха, пепла, из мерзости запустения (Дан. 9, 27) была воздвигнута сия обитель — как символ неумирающей веры нашего народа. По молитвам святого преподобного Сергия Радонежского и святого преподобного Стефана Махрищского пусть процветает этот край, пусть красота земная, явленная в этих рукотворных храмах, отобразится в сердцах людей красотой небесной, красотой мысли, красотой чувств, красотой действий.

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея повествуется о том, как некий юноша спросил Господа: что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную (Мф. 19, 16-26). Господь перечислил ему заповеди Моисея, избрав из десяти почему-то только пять. Он ответил ему так: Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20, 12-16), а потом добавил: Возлюби ближнего твоего как самого себя. Этой заповеди не было среди заповедей Моисея, но она содержалась в книге Левит (Лев. 19,18), и Господь, присовокупляя ее к заповедям Моисея, завершает ею перечень Божественных требований к человеку, особым образом выделив эту заповедь, явленную нам в Ветхом Завете, но ставшую важнейшей частью христианского послания миру.

1 Архиеп. Сергиево-Посадский Феогност.

2 Еп. Солнечногорский Сергий.

3 Игум. Елисавета (Жегалова), настоятельница Стефано-Махрищского монастыря.

649

 

 

Все шесть заповедей, которые мы сегодня слышали, касаются земной жизни человека. Десятисловие Моисея начинается с заповеди о любви к Богу, но Спаситель не упоминает ее. Он говорит о том, чего не нужно делать по отношению друг к другу, и заповедью о любви к ближним как бы замыкает круг. Ибо эти заповеди, касающиеся человеческих отношений, определяют строй жизни людей, их мысли, их поступки, их убеждения. И если человек будет жить по этим заповедям, то он тем самым будет служить Богу, тогда и первая заповедь — о любви к Нему — будет явлена в его жизни.

Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай родителей своих, люби ближнего твоего как самого себя... Перечень этих заповедей не смутил богатого юношу, и он ответил Спасителю: «Всё это сохранил я от юности моей, все это я исполнял». И тогда Господь говорит ему: Пойди, продай имение твое и раздай нищим... и следуй за Мною». И смутился юноша, отошел в сторону, потому что был богатым человеком. Тогда, взирая на него, Спаситель сказал, обращаясь к апостолам: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное... легче верблюду пройти сквозь игольные уши. Удивленные апостолы отвечают: «Тогда как же возможно спастись?» И тогда звучат Божественные слова, которые поражают своей силой и своей мудростью, слова, завершающие сегодняшнее чтение: невозможное человекам возможно Богу.

Мы спасаемся не потому, что мы такие сильные, умные или добрые, — мы спасаемся потому, что Сам Господь нас спасает. А что же нужно сделать, чтобы Бог нас спас? Нужно, конечно, исполнять те самые заповеди, о которых Спаситель напомнил богатому юноше. Но, наверное, самое главное, чего не сумел сделать богатый юноша, — он не сумел полностью освободить свое сердце для Бога. Почему богатому трудно войти в Царствие Небесное? Потому что богатство обладает огромной силой притяжения. Когда у человека имеется богатство, он не может его игнорировать, — он постоянно думает о том, как его сохранить, как его использовать, как приумножить. Богатство ставится в центр человеческой жизни, а, как говорит Спаситель в другом месте, — где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21).

Бог спасает нас — и богатых, и бедных, и умных, и неразумных, и образованных, и безграмотных, людей всех национальностей и всех

650

 

 

возрастов — не потому, что мы сами сумели сделать что-то такое, что неотвратимо изливает на нас милость Божию, но только потому, что мы освобождаем свое сердце, свою внутреннюю жизнь для Бога. И по мере того, как мы освобождаем их, Бог входит в нашу жизнь. Что значит это освобождение? Это значит, что даже богатый человек не должен относиться к богатству, как к доминанте своей жизни. Он должен потеснить это богатство, чтобы на освободившееся место пришел Бог. И когда богатые люди приносят жертву Богу — строят храмы, монастыри, помогают обездоленным, — тогда по крупицам высвобождается в их сердцах пространство для Бога. Человеческое сердце не терпит вакуума, пустоты — оно тут же заполняется. Уходит богатство — приходит Бог. При этом богатство может сохраняться в руках человека, но не в его сердце.

Но точно так же можно сказать и о любой другой страсти, — о всем том, что перечислено в евангельских заповедях. Если мы исторгаем из своего сердца страсть, если мы освобождаемся от некоего внутреннего богатства, которое не есть богатство в Боге, мы освобождаем место в сердце Богу. И Бог входит в нашу внутреннюю жизнь, преобразуя всю нашу жизнь и спасая нас. Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27)...

Ну а что происходит, когда мы не уступаем Богу и пяди своей «внутренней земли», пяди своего внутреннего пространства? Тогда Господь нас покидает. Он предоставляет нас самим себе, и тогда нам невозможно спастись, потому что благодатью мы спасены через веру (Еф. 2, 8), как говорит апостол Павел. Если человек не уступает и пяди своего внутреннего пространства Богу, если он живет тем, что накопил, будь то материальное богатство, или страсти, или склонности греховные, или многое другое, если он живет не по Божией правде, — он живет неправильно, он совершает ошибочные поступки. И чаще всего такие поступки имеют опасные последствия — губительные и для человека, и для окружающих. Вот это и называется наказанием за грех — не в том смысле, что Бог обрушивает Свой гнев на грешника, а в том, что поступки грешного человека оборачиваются страшными последствиями для него самого, потому что такова логика греха. Мы наказываем самих себя своими злыми деяниями, а Бог попускает свершиться этим опасным последствиям нашего греха.

651

 

 

Когда начались пожары в нашей стране1, Церковь сказала: «Это наказание за грехи». И нашлись маловеры и клеветники, которые стали укорять Церковь за то, что она, мол, говорит несвоевременные, обидные для людей слова. Но когда смотришь репортажи о том, как ликвидируются пожары, когда внимательно слушаешь заявления экспертов, то понимаешь, насколько же права Церковь, которая свидетельствует о том, что и пожары эти являются наказанием за грех. Однозначно и единогласно все утверждают, что причина пожаров — так называемый человеческий фактор. Давайте расшифруем это политкорректное словосочетание в нравственных и духовных категориях, чтобы стало понятно, о чем идет речь: пожары есть результат действий самих людей — либо злоумышленников, либо тех, кто настолько привык служить своей похоти, что для них совершенно безразличны любые последствия их деяний, лишь бы только им, приехавшим на лоно природы, иметь возможность отведать кусок поджаренного мяса.

Но ведь в уничтожении народного достояния и в физической гибели людей виновны не только те, кто разжигает в лесу костры, но и все те, кто эти леса загрязняет. Вблизи больших городов выйти в лес невозможно: это мусорная свалка, это колоссальное количество битого стекла, пластмассовых бутылок и пакетов — всего того, что способствует самовозгоранию леса в условиях жары. Это мы сжигаем самих себя. Почему мы это делаем? Да потому, что мы так хотим! Нам приятно разжечь костер и поджарить шашлык; бросая бутылку на землю, мы не задумываемся о том, что затем произойдет с лесом.

Разве это не грех? Разве человек, расчистивший свое внутреннее пространство для Бога, наведший порядок в своем сердце, будет загрязнять мир вокруг себя бутылками, коробками, полиэтиленовыми мешками, остатками пищи — всем тем мусором, который превращает природу вокруг наших крупных городов и даже сел в кошмар? И то, что лес загорелся, — это естественное последствие пресловутого человеческого фактора, в основе которого — грех людей.

Страна наша очень пострадала и страдает от того, что происходит. Наше национальное богатство выгорает на наших глазах; мы

1 См. примеч. на с. 191.

652

 

 

становимся беднее, мы теряем человеческие жизни, и не только тех, кто погиб от огня: ведь как много людей слабых умерли от удушья, от тяжелейших условий жизни в больших задымленных городах!..

Но неужели и этот знак, что подает нам небо, не заставит нас одуматься и начать другую жизнь? Что еще надо народу нашему? Господь попускает такие беды для того, чтобы мы стали другими, — «кого люблю, того и наказую» (Откр. 3,19). Не должны гореть леса на Святой Руси, как ничто не горит в наших монастырях, потому что там исключительный порядок и любовь к природе и нет ни одного брошенного ненужного предмета. Ибо забота о природе — это прямая обязанность христианина. Природа принадлежит Богу — Он ее создал и вручил нам, а мы обязаны с благоговением заботиться об этом сокровище.

Вот почему из пожаров, постигших нашу страну в 2010 году, мы должны сделать правильные выводы — в первую очередь для нашей духовной жизни; а вместе с этим задуматься о своей культуре — культуре своего быта, культуре отношения к природе, к окружающему нас миру.

Сейчас все говорят о необходимости так называемого «разбора полетов». Конечно, нужно провести анализ всего того, что не сработало нужным образом для того, чтобы предотвратить или вовремя потушить пожары. Но самый главный «разбор полетов» должен сделать каждый человек, еще и еще раз задумавшись о своей ответственности пред Богом за самого себя, за ближних своих, за природу, за окружающий нас мир.

Мы горячо молимся о том, чтобы Господь послал дождь на землю нашу, и верим, что те дожди, которые прошли, были хоть и небольшими, но все-таки знаками Божией милости к нам. Мудрость человека заключается в способности усваивать уроки. Дай Бог народу нашему, прошедшему через огненное испытание жаркого лета 2010 года, усвоить духовный урок, который мы сами себе преподали.

Я хотел бы, матушка, сердечно поблагодарить Вас и сестер вверенной Вам обители за труды, за этот замечательный красивый храм, что был восстановлен и так дивно благоукрашен. В память об освящении этого храма и в благодарность за Ваши труды я хотел бы преподнести Вам изображение Креста Господня как знак моей доброй памяти и любви о Господе. Я хотел бы также преподнести этому

653

 

 

храму образ Царицы Небесной1 с памятной надписью, а обители — картину, которая изображает храм Божий на лоне дивной и чистой природы. Пусть обитель сия всегда процветает и духовно, и внешне, являя окружающему миру пример красоты, гармонии, чистоты и порядка. Я хотел бы также выразить сердечную благодарность тем, кто потрудился над воссозданием сего святого храма и над его благоукрашением.

Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником! Пусть благословение Божие пребывает с нашим Отечеством, с нашей Церковью, с нашим народом. Особенно приветствую матушку настоятельницу, сестер сей святой обители, благотворителей, всех тех, чьими трудами явлено дивное торжество Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители. Храни вас Господь!


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.