13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Свято-Троицком Воскресенском Корецком ставропигиальном женском монастыре (Украина) 3.08.2009
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В СВЯТО-ТРОИЦКОМ ВОСКРЕСЕНСКОМ КОРЕЦКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
(УКРАИНА)
3.08.2009
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали такие слова: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же (1 Кор. 12, 4-5). В Священном Писании мы часто находим мысли, которые помогают нам радикально изменить свою жизнь, и изменить ее к лучшему — настолько велика сила Божественного слова.
Мы хорошо знаем, что человеческие отношения чаще всего омрачаются таким греховным состоянием души, как зависть. Еще диавол позавидовал Богу, будучи ангелом, и тогда миру явилось зло. Очень много зла проистекает от того, что один человек завидует другому. И то, что мы называем конкуренцией, в основе своей подчас имеет именно это чувство. Если дело ограничивается только соревновательностью, то беды от этого нет, иногда даже возникает и польза. А вот когда зависть овладевает человеком настолько, что он теряет способность управлять собой, тогда человеческие отношения омрачаются недоброжелательством, конфликтами, борьбой, иногда даже убийствами. В истории бывало всякое: первая кровь была пролита потому, что Каин позавидовал Авелю (Быт. 4, 3-8).
645
Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, у которых было много разделений, говорит о том, что дары различны в Церкви, но Дух один и тот же (1 Кор. 12, 4). Что это означает? Это означает, что все человеческие способности и таланты имеют один и тот же источник — Дух Божий. Поэтому, когда мы негодуем по поводу того, что другие люди талантливее или умнее нас, когда нас раздражает то, что кто-то совершает дело лучше, чем мы, если в нашем сердце возникает недоброжелательность, — мы согрешаем против Духа Святого. Ведь это Дух Божий одному дал больше, а другому — меньше. Но даже тот, кому дано совсем мало, должен понимать, что в нем — тот же Дух. Если Дух один, то как же можно негодовать по поводу того, что один имеет больше даров, а другой меньше, ведь дары-то распределяют не люди? И виноват не тот человек, кому многое дано, — мы виноваты, если завидуем ему.
В нашей церковной среде, в том числе и среди монашествующих, очень многие конфликты произрастают оттого, что кто-то негодует по поводу успеха другого. Вот в тот момент, когда возникает такое чувство, и нужно вспомнить слова апостола Павла: дары различны — у одного много, у другого мало, один успешен в одном, другой — в ином, — но Дух, Творец и Распределитель этих даров — один. Значит, все мы имеем внутри себя одного Духа. Мы все — братья и сестры, мы все — одна семья. Поэтому на месте зависти должно быть чувство радости, что Господу было угодно создать мир таким разнообразным и каждого одарить своими дарами. Бог на Суде Своем будет спрашивать нас не о том, большие дары мы получили или малые, а о том, какой плод мы принесли.
Служения различны, а Господь один и тот же... Никогда не нужно завидовать тому, кто в Церкви имеет более высокое положение, потому что в Церкви все служат Господу и нет разницы между пономарем и Патриархом. Каждый имеет свое служение, каждый нужен Церкви, у каждого свое место и свой путь ко спасению. Кому много дано, с того и больше спросится (Лк. 12, 48). Эта Божественная истина помогает нам понять, что такое ответственность. Если человеку даны дары, их нельзя разрушать, их нельзя расточать ленью, греховными пристрастиями, над ними нельзя надругаться нежеланием работать над собой, уповая на то, что, мол, дары-то есть, они помогут. Все, о чем апостол Павел говорил, обращаясь к коринфской общине,
646
сегодня можно обратить и к любой другой, в том числе и монастырской, общине. Не должно быть превозношения старших над младшими. Но и у младших не должно быть зависти к старшим, потому что Дух распределяет дары и служения, и каждая послушница имеет свой дар Божий и свое служение.
Если в монастырях, в приходах, в Церкви мы будем жить именно так, то будем давать великий пример всему миру. Потому что служение, которое совершает человек (даже если это светский труд), — это место, на которое поставил его Бог, — либо испытывая его веру, крепость душевную, терпение, либо потому, что человек обладает большими дарами и на месте своего служения может многое сделать для народа. Если Церковь будет жить по заповеди, которую ей дал апостол Павел, то она станет общиной, в которой будет торжествовать гармония человеческих отношений; она будет великим примером, способным примирить бушующий мир. У Церкви есть не только слово, с которым она обращается к миру, к человеку, к обществу, но у нее есть и пример, и этот пример должен быть ярким.
Вот почему мы так болезненно переживаем разделения в Церкви. Ведь всякое разделение есть надругательство над Божественным Духом, потому что в основе этих разделений лежат грехи себялюбия, властолюбия, зависти, корысти. Когда человеческие грехи проникают в Церковь Божию, когда верующие люди оказываются неспособными сопротивляться страстям мира, они подвергаются великим искушениям, идут путем диавола, а не Бога, разрывая единство своих общин и приходов и являя миру пример не гармонии и согласия, а страшных, подчас даже кровавых разделений.
Ведь в Слове Божием все так просто! Каждое слово ясно! В каждом слове — спасительная истина! Почему же мы не слышим этих слов, почему пытаемся скорректировать Слово Божие своим пониманием жизни, оправдывая разделения, гордыню, зависть, превозношение? Это происходит потому, что Слово Божие не достигает нашего сердца — мы слушаем, но не слышим, читаем, но не усваиваем. Христианин может жить по-христиански, когда он точно знает, во что он верит и какие Божественные истины открыты ему в Слове Божием. Вот почему христианину нужно всегда работать над собой, читать Священное Писание, вдумываться в его слова. Особенно нужно это делать священникам. Каждый день читайте Слово Божие, подвергайте
647
прочитанное рассуждению, примеряйте к себе эти слова. Не ограничивайтесь простым чтением комментариев, толкований, которые были написаны на Евангелие или Апостольские послания сто или двести лет тому назад, — всё пропускайте через свое сердце, примеряйте к своей собственной жизни, и тогда ваша жизнь изменится, и сила вашего слова будет убедительна. Также и монашествующим важно не только нести послушания, но и молиться, размышлять о жизни, проникать в свою внутреннюю духовную жизнь, повергать свои недостатки, прегрешения духовнику, постоянно читать в келье Слово Божие (на языке, который ты понимаешь, может быть, лучше, чем славянский), для того, чтобы оживали перед нами Божественные истины, следуя которым мы можем достичь Царствия Божия.
Я хотел бы от всего сердца приветствовать вас, мои дорогие, радуясь возможности быть в сей прославленной обители, которая в самое трудное время новейшей церковной истории на Украине явила верность Христу, верность Церкви, силу духа. Знаю, что все это и сегодня присутствует в вашей жизни, поэтому слова мои направлены не на то, чтобы поставить под сомнения ваши духовные достижения, а чтобы помочь вам двигаться дальше, ибо человек духовно растет только тогда, когда идет вперед. Если он останавливается и говорит: «У меня все хорошо, мне больше ничего не надо», — в этот момент он начинает умаляться. Поэтому духовное напряжение жизни есть показатель того, насколько люди принимают Слово Божие и насколько они готовы ему следовать. Пусть же Божественные слова, которые дарует нам Господь, преобразуют нашу жизнь, помогают удержать то доброе, чем мы владеем, и взойти на новые ступени духовного развития, которые еще вчера были нам не под силу. Потому что нет ничего невозможного для верующего человека, который принимает Слово Божие в свое сердце и идет за Христом навстречу спасению! Аминь.
648
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.