13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово в день праздника обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, с балкона Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 18.07.2011
СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА ОБРЕТЕНИЯ ЧЕСТНЫХ
МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ,
ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО, С БАЛКОНА ПАТРИАРШИХ
ПОКОЕВ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
18.07.2011
Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с великим для нас праздником перенесения мощей святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского!
Мы называем его игуменом земли Русской, потому что в тяжелейшее время нашествия иноплеменников он, всем своим сердцем, жизнью, душою служа Богу, объединял людей, ибо понимал, что без объединения невозможны победы. Он понимал это настолько ясно, что, благословляя святого Димитрия Донского на Куликовское сражение, дал ему двух иноков — Пересвета и Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, дабы защитить свое Отечество и веру свою. Мы знаем, что оба инока погибли, но мы также знаем, что на Куликовом поле была одержана великая победа! И хотя эта победа и не принесла полного освобождения страны, но она символизировала освобождение духа людей, их возросшее национальное самосознание, готовность и способность вместе работать во благо своего Отечества, веры своей, во спасение своих душ. И мы знаем, что через сотню лет окончательно пало татаро-монгольское иго и народ наш обрел полную независимость.
У истоков этой победы стоял святой преподобный отец наш Сергий Радонежский. Удивительным образом инок, ушедший в лесные дебри, непроходимый лес, чтобы там в одиночестве спасаться, спас не только своих учеников, — он спас всю страну. И мы знаем, что произошло это потому, что преподобный был близок к Богу, ему являлась Пресвятая Богородица, и он, обращаясь к Богу, получал ответы на свои молитвы и прошения.
Вот и сегодня Русь Святая и Отечество наше Российское находятся в трудных обстоятельствах, на нашем пути множество преград. Некоторые считают, что эти преграды лежат исключительно в материальной плоскости — мол, нужно подправить экономику, улучшить управляемость, повысить уровень жизни людей, и тогда все само собой решится. Но мы знаем, что это не так. Знаем, что
611
можно развить экономику, повысить управляемость, дать людям большой достаток — и погубить и людей, и страну, потому что человек обретает самого себя, находит смысл жизни не столько в удовлетворении своих материальных потребностей, сколько в удовлетворении потребностей души. Когда душа тоскует, когда одолевает скорбь, когда у человека внутренний разлад, тогда никакие деньги не помогут человеку обрести покой в душе.
Всем нам нужно всегда помнить об этом. И возрождение Отечества, и укрепление семей, и рост духовного и материального благосостояния возможны тогда, когда человек в сердце своем имеет великие священные идеалы любви, ради которых он готов разделять с другими скорби жизни, готов трудиться для того, чтобы улучшать общую жизнь.
И совершенно неслучайно мы слышали сегодня удивительные слова апостола: Друг друга бремена носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Но кто же будет носить бремена друг друга, если в сердце нет любви? Тогда бремена сбрасываются, тогда человек никакого бремени носить не хочет — он лишь хочет удовлетворять свои потребности, которым нет предела, и тогда образ человеческий превращается в образ животного, хотя и животное столько не потребляет.
Мы можем носить бремена друг друга, а значит, можем поддерживать реальное единство народа, страны — исторической Руси, Церкви нашей, наших семей, трудовых коллективов именно тогда, когда способны разделять трудности с другими людьми. А возможно и нужно ли это? Нужно, потому что бремена другого есть бремена Божии, а Господь в евангельском чтении, которое мы слушали сегодня, говорит: Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). И потому Церковь не призывает никого носить бремена неудобоносимые, но бремена спасительные — и для каждого человека, и для Церкви, и для народа нашего.
Будем всегда помнить эти Божественные заветы и пример преподобного и богоносного отца нашего Сергия — и в наших отношениях с близкими, с родителями, детьми, братьями, сестрами, с теми, с кем мы трудимся, с нашими, может быть, не всегда простыми в общении соседями. Будем стремиться сохранять единство народа нашего, блюсти единство Церкви, будучи всегда готовы отозваться на боль и стра-
612
дание людские. И тогда легкое бремя Спасителя введет нас в общение с Ним, подобно тому, как ввело это бремя в общение с Богом и святого преподобного Сергия Радонежского, к которому мы сегодня особенно притекаем в молитвах, прося его привлечь милость Божию ко всему нашему народу и к каждому, кто с верой обращается к Богу. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.