13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти перенесения честных мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля 16.07.2010
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ
СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО
И ВСЕЯ РУСИ, ЧУДОТВОРЦА, В ПАТРИАРШЕМ
УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
16.07.2010
Ваши Высокопреосвященства1! Ваше Высокопреосвященство, владыка Ярославский и Ростовский Кирилл! Духовенство Ярославской епархии, дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником — великим праздником для Москвы и для всей нашей Церкви. Мы вспоминаем великого светильника земли Русской — митрополита Московского Филиппа, который мученически закончил дни своей жизни, потому что оставался верным Христу, верным даже до смерти (Откр. 12, 11). Мы знаем, что он был умерщвлен по приказу царя Иоанна Грозного — в припадке безумства отдал царь этот страшный приказ, и оборвалась жизнь великого угодника Божия.
Святитель Филипп, будучи митрополитом Московским и всей северной части Великой Руси, мог жить спокойно и достойно в этом граде, до конца дней совершать Литургию в этом величественном Успенском соборе, если бы не совершил того, что он совершил: не
1 Архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Ярославский и Ростовский (ныне митр. Екатеринбургский и Верхотурский) Кирилл.
594
дал благословения царю, который запятнал себя невинно пролитой кровью. Если бы нечто подобное происходило сегодня, то, наверное, многие сказали бы, обращаясь к митрополиту Филиппу: «Тебе что, больше всех нужно? (есть такие страшные слова). Зачем это тебе надо? Живи спокойно». И ведь многие люди так и живут, преступая собственные принципы, отказываясь от практического свидетельства о своей христианской вере, забывая о верности Христу...
Пример святителя Филиппа говорит о том, что следование за Христом никогда не бывает безопасным: всегда находятся враждебные силы и среди дальних, и среди ближних. Ну кто мог быть ближе Московскому митрополиту, чем русский православный царь, с которым он проводил много времени? Конечно, они вместе размышляли, советовались — в средневековой Руси Церковь в лице митрополита, а потом и Патриарха играла огромную роль. Именно поэтому на Руси не было абсолютизма, который существовал в Западной Европе, не было абсолютной власти царя, потому что эта власть уравновешивалась духовной силой Православной Церкви. И царь, конечно, был ближайшим другом митрополита и оставался бы таковым... Но не благословил кроткий и смиренный митрополит Филипп грозного царя, потому что это благословение означало бы отказ от Христа, отказ от того нового завета, что Бог во Христе установил с родом человеческим.
Как пронзительно звучат слова апостольского чтения, что мы слышали ныне! В Послании к Евреям апостол говорит: Бог... мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного... да усовершит вас во всяком добром деле (Евр. 13, 20-21). Святитель Филипп помнил эти слова — помнил, что новый завет учрежден кровью Спасителя для того, чтобы создать новый порядок жизни, новую систему ценностей, которая только и могла вывести людей на путь спасения, очертить перспективу всего исторического развития, соединить историческую жизнь с Царствием Небесным. Пастырь овец великий запечатлел этот завет кровью Своей для того, чтобы всех нас усовершенствовать в добрых делах.
Святитель Филипп не мог пойти против этого завета: он помнил о крови Спасителя, он помнил, что Бог усовершенствует человека только тогда, когда тот остается верным этому великому и вечному завету. Святитель, стоя в том же храме, где мы с вами сейчас
595
находимся, отдавал себе отчет в том, что означает для него отказ преподать благословение грозному царю, который залил страну кровью. Но он не благословил его, оставаясь верным вечному новому завету, скрепленному кровью Спасителя. Поэтому мы ныне и прославляем его как святого угодника Божия и чудотворца.
Каждому человеку приходится проходить в жизни через дилемму выбора, когда с точки зрения убеждений и веры нужно поступать определенным образом, но обстоятельства, прагматизм, ложно понимаемая дипломатия, забота о карьере, о материальном благополучии толкают человека поступать иначе. И нередко, поступая иначе, мы предаем вечный завет, скрепленный кровью Спасителя, и отказываемся от своей веры. Так было и в тяжкую годину гонений, когда люди предавали веру, Церковь, родных, близких, наговаривали друг на друга, — только чтобы себя спасти. Эти люди не вспоминали тогда слов апостола Павла, которые сегодня так проникновенно звучали в этом храме. А разве вспоминаем их мы сами, когда нам приходится делать выбор между добром и злом, между верностью и обманом, между чистотой и грехопадением, правдой и ложью?
Пример святителя Филиппа и сегодняшнее апостольское чтение многому нас учат. Они дают нам представление о том, что наша вера — это не просто народная традиция, не просто часть нашей национальной культуры, — это основа нашего мировоззрения, нашего восприятия мира и человека, основа нашей жизнедеятельности. Именно так воспринимал свою веру святитель Филипп, который, желая быть верным Христу даже до смерти, пошел по этому пути. И ныне мы прославляем его, ныне мы притекаем к раке с его мощами и поклоняемся его великому христианскому подвигу смирения, твердости и верности Господу.
Да поможет Господь и всем нам, каждому на своем месте, сохранять эту верность, и всей Церкви нашей в ее совокупности быть верной этому вечному новому завету, скрепленному кровью Пастыря овец великого. Верим, что по молитвам святителя Филиппа Господь приклонит милость Свою к Церкви нашей и к каждому, кто с верой обращается к Нему, призывая в духовную помощь великий сонм святителей и угодников Божиих. Аминь.
596
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.