Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти преподобных Сергия и Германа. Валаамских чудотворцев, в Спасо- Преображенском соборе Валаамского ставропигиального мужского монастыря 11.07.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА,
ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ, В СПАСО-
ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ ВАЛААМСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
11.07.2011

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Ваше Преосвященство, владыка наместник2, игумен сей святой обители!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас за добрые слова и за прекрасный дар3. Буду совершать Божественную Евхаристию на этих сосудах и, конечно, мысленно всегда буду здесь, в этом храме, среди братии, среди народа Божия, — в месте, которое мы называем одним из важнейших духовных центров всего русского Православия.

Мы празднуем сегодня память святых преподобных Сергия и Германа, великих угодников Божиих, которые прибыли сюда в трудней-

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий; архиеп. (ныне митр.) Петрозаводский и Карельский Мануил, архиеп. Рязанский и Касимовский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Павел, архиеп. Верейский Евгений, архиеп. Ярославский и Ростовский (ныне митр. Екатеринбургский и Верхотурский) Кирилл, архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; еп. Солнечногорский Сергий, еп. Рыбинский (ныне Рыбинский и Угличский) Вениамин.

2 Еп. Троицкий Панкратий, наместник Валаамского монастыря.

3 Наместник монастыря преподнес Его Святейшеству набор евхаристических сосудов.

554

 

 

шее для Руси время, когда юг страны стал разоряться грозным врагом. Цветущие центры русского Православия в условиях тягчайшей оккупации приходили в запустение, и то, что духовный центр стал перемещаться с юга на север, имело промыслительное значение. Тем, кто приходил сюда, кто основывал здесь обители, приходилось сталкиваться не с внешним врагом, а с огромными трудностями в устроении монашеской жизни. Суровый климат, безлюдье, языческое окружение — все это действительно создавало практически непреодолимые препятствия для проповеди Слова Божия. А труды святых преподобных Сергия и Германа были омрачены еще и тем, что за несколько десятилетий до их прибытия в этих местах проповедовали шведские миссионеры. Они стремились обратить в христианство местное население — язычников-карелов, не останавливаясь даже перед применением для этого военной силы. И свободолюбивый, мирный народ карелов настолько отвратился от подобной «проповеди» Христа, что, казалось, было уже невозможно изменить их устойчивое невосприятие новой веры...

Однако мало-помалу, благодаря личному подвигу святых, но наипаче тому, что обитель, основанная преподобными Сергием и Германом, стала светочем для мира, все изменилось: потекли в обитель местные жители — суровые, с подозрением относившиеся к любым проповедникам. И именно Валаам стал миссионерским центром для просвещения Православием севера исторической Руси.

Почему же так получилось? Было ли это случайностью, или дело в тактической ошибке западных миссионеров, которым казалось, что, употребляя силу, они быстрее обратят ко Христу людей? Наверное, дело в том, о чем я только что сказал, обращаясь к новопоставленному архиерею1. Слово каждого, кто берет на себя дерзновение проповедовать другим, должно быть пропущено через сердце. Это слово не может быть пустым. Даже если оно очень красивое, художественное, выразительное, но в нем нет души, если это слово не подкрепляется жизнью человека, то все превращается, по слову апостола, в медь звенящую и кимвал бряцающий (1 Кор. 13, 1). А у наших преподобных

1 За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи совершили хиротонию архим. Саввы (Михеева) во еп. Воскресенского, викария Московской епархии.

555

 

 

отцов была и сила слова, и сила любви. И подвиг был — реальный жизненный пример. Ведь неслучайно люди уходили в пустыню, подальше от житейского шума, от суеты. Это не странность человеческого поведения — это реальная потребность, которая сохраняется и сегодня, когда паломники из наших шумных городов, мегаполисов устремляются сюда, на Валаам, и в другие обители, чтобы хоть какое-то время побыть в молитве, наедине с Богом, с дивной природой. И стремление это неслучайно, потому что главным и, может быть, наиважнейшим шагом на пути к Богу является самопознание. Дивные слова принадлежат святителю Григорию Богослову: «Через самопознание мы открываем в себе красоту Первообраза»1. Звучит почти кощунственно, ведь Первообраз — это Бог; как же мы можем в самих себе увидеть Бога? Можем. И пламенные слова святителя Григория Богослова убеждают нас, что именно через самопознание, погружаясь в самих себя, мы можем увидеть красоту Первообраза, в нас самих пребывающего. Как можем увидеть и то, что эту красоту разрушает. А видя одно и другое, мы можем построить стратегию борьбы со злом внутри себя — по крайней мере в полной уверенности в том, что эта борьба не будет борьбой с ветряными мельницами. Это будет подлинная борьба, в результате которой обретается красота Первообраза.

Потому и устремлялись в пустыни, в горы, в пропасти святые отцы, отказываясь от мира, от минимального человеческого комфорта, от родных и близких, — чтобы найти место, где можно было бы погрузиться в самого себя и увидеть там образ Божий, но не только: там же можно увидеть и диавола. Ибо в сердце человеческом и происходит борьба диавола с Богом. А как же человеку, неспособному наблюдать за своей внутренней жизнью, отличить одно от другого? Как не принять диавола за Ангела света (2 Кор. 11, 14), за результат образования, воспитания, влияния современной культуры, за некую «продвинутость», раскованность — да мало ли каких слов ни выдумал человек, чтобы объяснить и оправдать диавола, живущего в его сердце! Но если мысленным взором проникнуть в глубину, мы увидим, что это не современная культура, не образование, не образ жизни, а всё те же самые ветхие древние искушения, через которые враг рода человеческого проникал в сердца людей.

1 Григорий Богослов, свт. Мысли, писанные двустишиями. 4.

556

 

 

Для того чтобы видеть грех и святость, образ Божий и диавольское искушение, требуется погружение в самого себя. Вот монастыри и должны быть такими местами, где люди могли бы погрузиться в себя. В первую очередь это, конечно, касается монашествующих. Через внутреннюю работу происходит постепенное преодоление искушений, соблазнов, возрастание в духовной жизни. Тогда люди, приезжающие в монастырь и так же погружающиеся в тишину уединенного места, обретают еще и иную возможность — через общение с иноками, прошедшими через глубокий духовный опыт, открыть для себя то, что было бы трудно открыть в другом месте.

Святитель Иоанн Златоуст так и говорит, что привязанность к повседневности, к суете житейской не дает нам возможности увидеть, познать самих себя1. Но, с другой стороны, он говорит, что и сама суета происходит именно от того, что люди себя не познали. Познай себя, рассмотри Бога и диавола в своей душе! Открой сердце к добру и дай бой злу! Тогда никакая суета, даже в самых что ни на есть трудных обстоятельствах жизни, где буйствуют страсти, пороки, где помрачается сознание, не отвлечет тебя от осознания того, что корень и причины болезней, страданий, а также источники радости и мира заключаются в самом тебе.

Через внутреннее делание, которое осуществляется на путях самопознания, мы и обретаем дар Святого Духа, о котором мы слышали сегодня в Послании к Галатам: Дар же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22-23). Действительно, дары Святого Духа есть результат жизни в нас Самого Бога, Его благодати. Через силу Святого Духа мы обретаем Его дары и выходим из-под всякого суда. Суд совершается над тем, кто подчинен закону. Нарушаешь закон — подвергаешься наказанию. А там, где нет закона, а есть только дары Духа Святого, там нет и суда. И на суд не приходит, но приидут от смерти в жизнь (Ин. 5, 24), — говорит об этом святое Евангелие.

Да поможет Господь обители сей, Вам, владыка игумен, братии, паломникам, пребывая в этом святом месте, обретать навык самопознания, глубокого анализа своей духовной жизни и одновременно

1 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 25, 4.

557

 

 

навык любви, доброделания, святости. Верим, что обители наши, восставшие из пепла после грозных лет гонений, неслучайно засверкали сегодня своими позлащенными куполами: они нужны нашему народу, нужны современному человеку. И дай Бог, чтобы каждый, кто живет в обители, трудится и молится здесь, сознавал свою великую ответственность пред Богом за самого себя и за мир, которого прикосновение к святыне подвигает встать на путь самопознания, а тем самым — на путь стяжания даров Святого Духа. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.