13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля 28.06.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ,
ЧУДОТВОРЦА, В ПАТРИАРШЕМ УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
28.06.2011
Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки1, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником, особым для Москвы, для сего святого храма и для всей нашей Церкви.
Мы совершаем память святителя Ионы, митрополита Московского, который первым был поставлен во главе автокефальной Русской Церкви. С поставлением митрополита Ионы прекратилась непосредственная зависимость Московского престола от Константинопольского Патриарха, ибо по воле Церкви Вселенской Русская Православная Церковь обрела свою автокефалию, свою самостоятельность.
Святитель Иона явил нам пример чистой и светлой жизни. Он был обычным иноком, который ничем не отличался от других, разве что ревностным и самозабвенным исполнением послушаний, ибо, выполняя эти послушания, не щадил ни здоровья, ни жизни своей. Видя эту черту инока, многие прозревали в нем будущего Предстоятеля Церкви Русской,
В XV веке наша Церковь переживала большие трудности. Поставленный из Константинополя митрополит Исидор ушел в унию, предал Православие, попытался увлечь за собой и всю Русскую Церковь. Но ни епископат наш, ни духовенство, ни народ не соблазнились и изгнали Исидора из града Москвы. Жизнь свою он закончил как кардинал в Риме.
То было трудное время и для Церкви Константинопольской, и для всего Православия, потому что град Константинополь пал и не было более опоры в той силе, которую некогда являла Византия. Русская же Церковь, поддерживаемая тысячами и тысячами — множеством верующих людей, духовенством, епископатом, — укреплялась.
1 Митр. Тульский и Белёвский (ныне Тульский и Ефремовский) Алексий; еп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий.
515
И пришел момент, когда землей нашей и Церковью была востребована автокефалия. Вместо отпавшего в унию Исидора избран был святитель Иона, в то время святитель Рязани. И как, будучи иноком, он отдавал себя монашескому служению, в смирении осуществляя свое послушание, так и, став Предстоятелем Церкви, он все свои силы отдавал служению Господу, пребывая в смирении и в любви и стяжая великий духовный авторитет среди своей паствы. Когда после кончины святителя были обретены его мощи, то оказалось, что они нетленны. И сегодня каждый, кто подходит к его гробнице в кафедральном Успенском Патриаршем соборе, видит его нетленную десницу как свидетельство того, что прославлен Господь и в костях праведников (Пс. 33, 21) и что святая жизнь святителя Ионы отобразилась в этом особом Божием даре нетления святых мощей.
Церковь наша со времени Крещения Руси на протяжении более чем тысячи лет, в том числе и под водительством святителя Ионы, несла и несет особое свидетельство миру — свидетельство о спасении, в которое включено и свидетельство о грехе. В сегодняшнем чтении Послания апостола Павла к Римлянам о грехе говорится нечто, что очень важно знать каждому, но особенно тем, кто сегодня находится под влиянием разных ложных философских взглядов на человека. Апостол Павел говорит: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. И если... делаю то, чего не хочу, то ведь не я делаю... но живущий во мне грех (Рим. 7, 19-20). Это свидетельство великого апостола о том, что первородный грех, многократно усиленный личными грехами людей, присутствует в нашей природе. Господь искупил первородный грех, Он снял с нас ответственность за него, и никто на Страшном суде не даст ответа за грех Адама, ибо тот грех искуплен кровью Спасителя. Но помраченная грехом природа человека существует. И если бы был только грех Адама! Если бы люди жили по Божиему закону и избегали греха! Но ведь в истории человечества произошло не так: грех совершает каждый человек, и каждое последующее поколение людей этот грех усугубляет. Как некая снежная лавина, греховная суть рода человеческого разрушает многое на своем пути.
Сегодня мы знаем из биологии, что существует наследственный механизм, посредством которого человек передает последующим поколениям свою природу, в том числе и особенности характера,
516
и греховные склонности, и буйство страстей. Иногда невозможно понять, почему ребенок в младенческом возрасте проявляет такие греховные устремления, которые противоестественны для его возраста. И психиатры пытаются ответить на этот вопрос, и педагоги, и родители в ужасе. А ответ прост: мы наследуем природу своих предков, а вместе с ней передается наследственно и тот самый грех, о котором говорит апостол Павел: Доброго... хочу — и не делаю. Казалось бы, что может быть сильнее человеческого желания, человеческой воли — если хочу, то делаю. Но нет, не могу делать! И если не делаю того, что хочу, а делаю то, чего не хочу, то есть грех, — значит, не я делаю, а живущий во мне грех.
В новейшее время в философии, которая стала господствующей, фактор греха полностью исключается — его нет, о нем не говорят. Вместо греха появилось другое понятие — многообразие человеческого поведения: каждый человек делает то, что считает нужным делать; и он защищен этой общей философией права человека творить беззаконие. В начале всей этой философии лежало заблуждение некоторых философов, которые утверждали, что человек рождается и приходит в этот мир чистым, и все остальное зависит от того, как его воспитать, в какие условия поместить, какие педагоги у него будут, какие социальные условия существуют. И автоматически, под влиянием добрых внешних обстоятельств человек непременно станет добрым.
Все последующее развитие рода человеческого свидетельствует о глубочайшем заблуждении тех философов, что положили некое мировоззренческое основание господствующим ныне взглядам. Человек рождается не чистым — он рождается с унаследованными признаками, и не только цвета волос, цвета глаз и строения позвоночника и мышц; он рождается с унаследованными духовными качествами, среди которых не только добродетель, но и грех.
Сегодня мы в ужасе от некоторых проявлений поведения молодежи, людей среднего возраста. Что же происходит? А происходит то, о чем говорит апостол Павел: грех живет в природе человека. И никаким образованием, никаким комфортом жизни, никакими технологиями этого греха из природы человека не изгнать.
Наш замечательной русский иерарх, богослов, мыслитель, митрополит Московский Платон (Левшин), живший в XVIII веке (он был святителем во время царствования императрицы Екатерины II),
517
размышляя о том же, о чем сегодня размышляем мы с вами, сказал: «Сколько законов было принято и сколько силы было употреблено, а не могли удержать нагло текущий поток беззакония»1. Это было сказано в восемнадцатом веке, который нам вообще представляется веком святых, подвижников! И один из них, взирая на обстоятельства своего времени, говорит, что ни законы, ни сила не способны удержать «нагло текущий поток беззакония»! А что же сделалось с этим потоком за прошедшие 300 лет?!
Так важно, чтобы все наши современники — и политики, и экономисты, и особенно те, кто влияет на содержание и формы современной культуры, образования, юриспруденции, — помнили эти слова русского святителя! И если мы будем осознавать силу этих слов и применимость их к нашей жизни, то поймем, что работу над законами, а если надо — и употребление силы, нужно сопровождать воздействием на душу человека, потому что если душа злая, если в ней господствует грех, то никакие законы и никакая сила не удержат «нагло текущий поток беззакония».
Празднуя память святителя Ионы, митрополита Московского, который жизнь свою отдавал Церкви, духовному воспитанию нашего народа, преклоняясь пред подвигом его личной благочестивой жизни и беспорочного святительского служения, обратимся ныне к нему с горячей молитвой о Церкви нашей, об исторической Руси, о современной России, дабы Господь умудрил всех нас, обострил наше внутреннее зрение, способность проникать в суть вещей, а не бороться лишь с «пеной на поверхности бушующего моря», чтобы помог нам узреть глубинные причины нестроений в человеческих отношениях и человеческой жизни и всем вместе взяться за духовное воспитание нашего народа.
Дай Бог, чтобы молитвами святителя Ионы Господь приклонил милость ко всем нам, вразумил тех, кто принимает ответственные решения, вдохновил тех, кто их исполняет, дал силу и разумение народу понять, где корень зла. И тогда непременно по милости Божией мы справимся и со скорбями нашими, и с болезнями нашими
1 Платон (Левшин), митр. Московский. Православное учение, или сокращенная христианская богословия. Ч. 1. О богопознании естественном, руководствующем к вере евангельской. § 14. О повреждении человеческого естества.
518
и станем законопослушным, мирным, солидарным и способным к реальному развитию обществом. Об этом наши молитвы сегодня здесь — в кафедральном Патриаршем соборе Святой Руси, московском Успенском храме, пред гробницей святителя и чудотворца Ионы, митрополита Московского. Аминь.
[...]
Сегодня с нами молились Высокопреосвященный владыка Тульский и Белёвский Алексий, духовенство Тульской епархии, семинаристы; пел хор кафедрального собора г. Тулы. Здесь же присутствует многочтимый губернатор Тульской области Вячеслав Дмитриевич1. Я радуюсь тому, что почти каждый раз, когда я совершаю службу в этом главном храме нашей Церкви, мне сослужит духовенство одной из епархий. У меня есть возможность встретиться с ними лицом к лицу пред святой Божией Трапезой, вместе совершить Святую Евхаристию, причаститься Тела и Крови Христовых, на самом главном — духовном, мистическом уровне почувствовать силу нашего единства и значение этого единства для спасения людей.
Я хотел бы призвать благословение Божие на Тульскую землю, пожелать Вам, Ваше Высокопреосвященство, долгих лет жизни, крепости душевных и телесных сил, дабы право править слово Христовой истины (2 Тим. 2, 15) так ревностно и мудро, как Вы это делаете, объединяя вокруг себя духовенство и верующий народ и достигая больших положительных результатов в развитии церковной жизни в Тульской области.
Сердечно благодарю Вас за прекрасный дар2 и взаимно желаю, чтобы Покров Пречистой Царицы Небесной пребывал над Вами, над Церковью, возглавляемой Вашим Высокопреосвященством, и над всеми, кто с верой и надеждой обращает свой лик к Пречистой Богоматери.
1 Дудка В. Д., в то время губернатор Тульской области.
2 Митр. Алексий преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери.
519
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.