13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в праздник Сретения Господня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 15.02.2011
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
15.02.2011
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник — Сретение Господне. Праздник этот, хотя и установлен в честь встречи Господа с ветхозаветным праведником Симеоном и пророчицей Анной, посвящен Богоматери. По древнему ветхозаветному обычаю каждый первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. Происходил этот обряд в иерусалимском храме, куда матери
47
приносили своих первенцев на сороковой день после рождения, посвящая их Богу. В знак этого посвящения приносили жертву — кто какую мог. Люди побогаче закалывали тельцов и овец, а бедные приносили голубей или горлиц. С этими птицами и пришла Дева Мария в иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу Своего Первенца и чтобы принести Ему в жертву то, что Она могла пожертвовать.
По преданию, праведный Симеон был одним из тех, кто участвовал в переводе Библии с еврейского языка на греческий, — это перевод, известный в науке под названием «Септуагинта», перевод 70-ти толковников. Церковь хранит память о Симеоне как об одном из этих толковников. Перевод был выполнен в III веке до Рождества Христова. Когда Симеон переводил известные слова из пророка Исаии: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14), то усомнился и, решив подчистить текст, взял нож, чтобы убрать эти слова из текста, но был остановлен силой Божией и получил внушение, что не умрет, пока сам не увидит то, в чем усомнился.
Симеону было много лет, и, наверное, он устал от жизни. И когда Дева Мария пришла в иерусалимский храм, то, движимый Духом Святым, он пошел Ей навстречу и произнес те удивительные слова, которые стали нашей молитвой, совершаемой во время вечернего богослужения: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое (Лк. 2, 29-30). Обращаясь к Деве Марии, Симеон произнес и другие пророческие слова: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих... и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — дабы открылись помышления многих сердец (Лк. 2, 34-35). Удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали.
Такие восстания и падения происходят даже до сегодняшнего дня, и пророчество Симеона сегодня так же реально осуществляется в жизни, как то было и в древности. Почему же происходит такое, казалось бы, странное явление — Бог пришел в мир, стал Человеком, явил множество чудес, воскрес из мертвых, основал Церковь, которую не могут одолеть врата ада (Мф. 16, 18), и тем не менее многие люди не принимают Спасителя, не верят в очевидный факт Воскресе-
48
ния, не признают таинственной силы действия Духа Святого в жизни Церкви, остаются нечувствительными к церковной проповеди? И напротив, есть множество тех, кто не просто принял слова Спасителя, но восстал с Ним — и в прямом, и в переносном смысле слова, пройдя через многие страдания, утверждая веру в то, что Родившийся от Девы Марии есть Сын Божий и Спаситель мира. Это утверждение никогда не было простым — ни в самом начале бытия Церкви, ни в течение всей истории, ни в наше время. Но через это утверждение мы восстаем вместе со Христом и мы воскреснем в жизни вечной в Царствии Божием.
Ну а почему же праздник Богородичный? Потому, что в словах, обращенных к Деве Марии, мы находим евангельское подтверждение нашей веры в то, что Она является Ходатаицей, Молитвенницей за нас: и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец. Оружие прошло сквозь Ее душу — страшное оружие созерцания мучений и смерти единственного Сына. Сердце Матери, наверное, разрывалось от страшной боли, сопоставимой с физической болью распинаемого Спасителя. Но эта невероятная сердечная боль, это оружие дало Ей великую силу прозревать помышления многих сердец.
И сегодня Она слышит молитвы каждого из нас, всех, кто с верой, надеждой, духовной силой обращается к Ней. Она прозревает наши мысли, Она прозревает нашу внутреннюю жизнь, Она знает, что нам действительно нужно, а что — нет. Через то немыслимое страдание у Нее открылось особое зрение, в поле которого входит весь человеческий род, вся Церковь. Потому мы и называем Ее Матерью Божией и Матерью всех верующих, Матерью Церкви. Сегодня наши мысли в первую очередь о Ней, о Ее подвиге, Ее вере, Ее смирении, Ее любви, Ее прозрении наших помыслов.
В этом смысле праздник Сретения занимает совершенно особое место в кругу церковных праздников. Он был одним из первых, которые стала отмечать Церковь, одним из древнейших. Уже с IV века известны проповеди великих святителей, посвященных этому дню: Мефодия Патарского, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, что свидетельствует о том, что с глубокой древности в честь события Сретения Церковь собиралась на молитву и отмечала этот день.
49
Но с особой торжественностью праздник Сретения стал отмечаться с VI века. В ту пору в Антиохии произошло страшное землетрясение, а потом в Византийской империи вспыхнула эпидемия моровой язвы. Каждый день погибали тысячи людей. Тогда благочестивый император Юстиниан повелел в день Сретения совершить великий крестный ход и торжественное празднество, и моровая язва прекратилась.
Это событие, которое так перекликается со словами старца Симеона: откроются Тебе помышления многих сердец — то есть откроются Тебе сердца человеческие с их болью и страданиями — и закрепило в церковной истории празднование Сретения Господня как великого двунадесятого Богородичного праздника.
Вспоминая это событие, мы должны задуматься о том, что с нами происходит и где мы: среди тех, кто восстает со Христом, или среди тех, для кого Он — предмет пререканий? Мы должны задуматься также и о том, достаточно ли крепка наша вера в предстательство Божией Матери, Которая может реально видеть нашу скорбь и боль и откликаться на нашу молитву. Пусть сей праздник подвигнет нас к еще более бережному хранению священной памяти об этом событии, а также о великом подвиге Богоматери, через который Она обрела силу быть Предстательницей и Молитвенницей о всех нас! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.