13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю Всех святых в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 19.06.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
19.06.2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас приветствую и поздравляю с воскресным днем. День этот особый — первое воскресенье после Троицы, которое посвящено воспоминанию всех святых.
Совершенно неслучайно круг церковных служб и воспоминаний организован так, что после Троицы мы говорим о всех святых. День Святой Троицы — это день сошествия Святого Духа на апостолов,
1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинская Православная Церковь), митр. Оренбургский и Бузулукский (ныне Оренбургский и Саракташский) Валентин; архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Верейский Евгений, архиеп. (ныне митр.) Челябинский и Златоустовский Феофан, архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; еп. Зарайский (ныне митр. Ростовский и Новочеркасский) Меркурий, еп. (ныне митр.) Саратовский и Вольский Лонгин, еп. Пятигорский и Черкесский Феофилакт, еп. Солнечногорский Сергий.
500
когда благодать Божия была низведена на тех, кому должно было устроять Церковь и через нее продолжать дело служения Господа и Спасителя нашего. Именно Святой Дух превращает людей, объединенных одной верой, в Церковь. И именно Святой Дух дает силы каждому члену Церкви для того, чтобы он мог обновлять себя, очищая покаянием и смывая свои грехи силой Божественной благодати.
Говоря о сошествии Святого Духа, Господь перед Своими страданиями, обращаясь к апостолам, сказал: Дух Святой, Который будет послан во имя Мое... обличит мир о грехе (Ин. 14, 26; 16, 8). Эти слова для многих остаются непонятными. Как это возможно? И зачем нужно, чтобы Дух обличал во грехе? Но на самом деле именно обличение во грехе силой Духа Святого помогает людям оставаться людьми, помогает им различать добро и зло, помогает стремиться к нравственному совершенству.
Дух Святой обличает нашу совесть; а там, где Духа нет, совесть либо не работает, либо работает так ущербно, что ею легко манипулировать. Именно на этой манипуляции человеческой совестью основываются сегодня все попытки разрушить нравственную природу человека: каждый, мол, сам решает, что хорошо, а что плохо. Однако каждый может заблуждаться, уходить от истины, выдавая ложь за правду и зло за добро...
Но там, где действует Дух Святой, пробуждается человеческая совесть, там наше нравственное чувство по Божественному камертону настраивается на ту самую «волну», которая исходит от Бога. Если же человеческая природа теряет способность нравственно настраивать себя на эту Божественную волну, то человек, переставая различать добро и зло, со всей убежденностью совершает зло, настаивая на своем праве так поступать. Когда мы сталкиваемся со страшными проявлениями человеческой греховности в личной и особенно в общественной жизни — ибо последнее более очевидно, — тогда многие в негодовании восклицают: «Как все это плохо! До чего мы дошли! Куда мы идем?!» И одновременно очень многие из тех, кто так лицемерно воздыхают, делают всё для того, чтобы помешать нравственной природе человека подстроиться под силу Духа Святого, под Его голос, под Его истину...
Почему мы празднуем в первое воскресенье после Пятидесятницы день Всех святых? Мы празднуем его как утверждение того факта,
501
что сила Духа Святого преобразовала во множестве человеческие души от греха к святости, от тьмы к свету. Никто из этих святых не родился святым — они стали такими, сопрягая свои внутренние усилия со стремлением открыть душу навстречу Божественной благодати. В этой синергии, в этом соработничестве Божественного и человеческого начал и обретается полнота человеческой жизни, полнота спасения.
Церковь призвана со смирением, без всякого насилия, тихим голосом свидетельствовать миру — тому самому миру, который очень часто не признает ее голоса и не желает его слушать, — что там, где Дух Святой, там жизнь, а где нет Святого Духа, там гибель; и день Всех святых является свидетельством тому.
Вспоминая святых угодников, просиявших во всей вселенской Церкви во все времена и во всех народах, мы преклоняем главы пред их жизненным подвигом и свидетельствуем, что они были храмами живущего в них Святого Духа (1 Кор. 6, 19), как и заповедал Сам Господь словами апостола.
Пусть празднование дня Всех святых поможет и нам, открывая свой разум и свое сердце навстречу Богу, навстречу Его благодати, сверять с Ним свое нравственное чувство. Это не будет гарантией от наших ошибок и наших грехов. Но это будет гарантией того, что, обличаемые во грехах Духом Святым, вставая и падая, мы идем к Богу в надежде на Его милость и Его прощение. И пусть силу прикосновения Божественной благодати Святого Духа каждый из нас воспримет умом и сердцем, и да поможет нам в этом воскресший Спаситель, искупительной жертвой Которого Дух Святой был ниспослан Отцом святым ученикам и апостолам. Аминь.
502
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.