13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в праздник обретения честных мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского, всея Руси чудотворца, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 2.06.2009
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРАЗДНИК ОБРЕТЕНИЯ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ
СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО,
МОСКОВСКОГО, ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЦА, В БОГОЯВЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ г. МОСКВЫ
2.06.2009
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы вспоминаем и прославляем святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, покровителя нашего города. Святителя, который особенно много сделал для укрепления Москвы как столичного града, центра Русской Церкви, и который «до последняго своего издыхания»1 боролся за единство Русской Православной Церкви, за сохранение связей не только с ее южной столицей — первопрестольным Киевом, — но и с севером, югом и западом Руси.
Святитель Алексий при малолетнем князе Димитрии Донском был практически правителем земли Русской, от имени отрока Димитрия он руководил Русским государством. Святитель, конечно, никогда формально не занимал поста главы государства, но был высшим авторитетом.
О святителе Алексии написано много исторических трудов, в которых пред нами предстает муж государственного ума, огромной силы духа, человек, внесший особый вклад в историю нашего Отечества. Многие оценивают святителя Алексия как мудрого государственного и церковного политика, и это действительно было так. Одной из огромных задач, стоявших перед ним, было сохранение
1 Благодарственные молитвы по Святом Причащении, 2-я молитва св. Василия Великого.
492
единого пространства Киевской Руси в то время, как по историческим обстоятельствам столица была перенесена на север. Несмотря на ожесточенное сопротивление сил, действовавших с запада, которые хотели отделить юг и запад Руси — нынешние украинские земли, — святитель тем не менее предпринимает усилия для того, чтобы получить поддержку Константинопольского Патриарха, ибо в то время Русская Церковь входила в состав Церкви Константинопольской, и ему это удается. Невзирая на многие и сложные политические интриги, в которые были втянуты и церковные деятели, жившие на западе и юго-западе Руси, он направляется в Царьград к Константинопольскому Патриарху и в результате состоявшихся переговоров обретает особый титул — архиепископа Киевского, митрополита Московского и всея Руси. Это была великая победа святителя.
Но были и другие проблемы, которые угрожали единству Русской Церкви и самому существованию государства, ведь в то время Русь находилась под владычеством Орды. И поскольку в Руси не было сил, способных противостоять в открытой брани с Ордой, необходимо было, используя дипломатические способности и средства, убедить хана не нападать на землю Русскую. Святителю Алексию удалась и эта почти невозможная задача! Словно в продолжение дела святого благоверного князя Александра Невского святитель Алексий работал не покладая рук, чтобы предотвратить нашествие Орды, чтобы дать мир и покой нашему Отечеству. Это было очень важно для накопления и материальных, и военных, и духовных сил, чтобы уже при воспитаннике святителя Алексия — святом князе Димитрии Донском — Русь смогла разгромить Батыя на Куликовом поле.
Тот, кто изучает лишь внешнюю сторону деятельности святителя Алексия, может спросить: почему же он причислен к лику святых? Не все разумные политики и мудрые дипломаты причисляются к лику святых, не все иерархи сподобляются быть канонизированными. Но этот выдающийся церковно-политический деятель средневековой Руси был действительно святым человеком. Сама его жизнь была удивительной: пятнадцатилетним отроком он уходит в Богоявленский монастырь Москвы и в течение 20 лет проходит послушание под мудрым водительством старцев, укрепляя себя в молитве и одновременно изучая светские науки. Овладевая тайнами духовной жизни, он работает и над воспитанием своего разума, проникая
493
в глубину богословских наук и совершенствуя свою общую ученость, усваивая знания, необходимые в те времена для полноценного служения Церкви и народу Божиему. Вот почему митрополит Феогност, заметив способного и благочестивого молодого иеромонаха, поручает ему особое, сложное дело — возглавлять Церковный суд. В течение почти 15 лет святитель совершал это служение. А позже все тем же митрополитом Феогностом он был возведен на кафедру святителей Владимирских, имевшую в то время важное значение ввиду того, что, прежде чем кафедра митрополита и великокняжеский двор переместились в Москву, Владимир был столицей нашего государства. И когда митрополит Феогност скончался, то на Первосвятительский престол тотчас же был избран святитель Алексий Владимирский, потому что он обладал авторитетом, уважением, знаниями; а самое главное — Церковь знала, что он великий молитвенник пред Господом, умевший сочетать в себе и ревностную веру, и личное благочестие, и послушание Церкви, и сердечную молитву, и успешные труды во благо Церкви и Отечества.
Замечательное событие произошло однажды в жизни святителя Алексия. Когда он отправился в Орду, хан предложил ему исцелить слепую ханшу. Можно себе представить, что это означало для святителя Алексия! Ведь он никогда никого не исцелял; из истории неизвестно, чтобы здесь, в Москве, он творил какие-нибудь чудеса. Святитель действительно был уважаемым, любимым человеком, но не чудотворцем. И там, в Орде, он понимает, что от того, что произойдет, будет зависеть будущее страны и Церкви. Никакие дипломатические способности здесь не помогут, никакая человеческая мудрость не спасет, потому что задача стоит конкретная: исцелить слепую, а ведь никакая медицина тогда не могла этого сделать. И святитель Алексий остается один на один с Господом. Силой Божией он привлекает такую благодать Духа Святого, которая испепеляет болезнь ордынской ханши Тайдулы, и она прозревает. Это чудо сильнее всякой дипломатии, сильнее всякого воинства защитило нашу страну и нашу Церковь и, хоть и на время, но приклонило милость хана к земле нашей. Как же святитель исцелил слепую? Откуда взялась такая чудотворная сила молитвы? Она возникла из недр его духовной жизни. От людей, видевших в нем только правителя земли Русской и главу Церкви, была сокрыта та глубинная духовная сила, которая формируется не
494
силой человеческой, не успехами в управлении и руководстве, а лишь внутренним духовным подвигом. Исцеление Тайдулы явилось свидетельством пред всеми этого внутреннего духовного подвига святителя Алексия. Вот поэтому после своей кончины он был причислен к лику святых. А через 53 года, когда его гробница была вскрыта, обнаружили нетленные мощи святителя, которые явились еще одним доказательством святости его жизни.
Великая благодать почивает на всех нас по молитвам святителя Алексия, мощи которого пребывают в этом кафедральном соборе первопрестольного града, и сегодня мы сугубо молимся ему, вспоминая его заслуги перед Церковью, перед народом, перед страной. Мы молимся, обращаясь к нему со своими прошениями, со своими мольбами, как к великому чудотворцу, как к святому, предстоящему ныне пред лицем Божиим, и знаем, что святитель Алексий и исцеляет от болезней, и помогает в иных тяжких жизненных обстоятельствах.
Чему же учит нас пример святителя Алексия? В первую очередь это пример для иерархов нашей Церкви, для духовенства и для правителей земли нашей, которые призваны решать множество каждодневных задач, стоящих перед ними. А эти задачи не всегда исключительно духовные. Много сил, в том числе и у иерархов нашей Церкви, уходит на решение задач, касающихся обустройства церковной жизни. И нередко практически все время поглощается их решением. Наверное, так же много времени уходило на разрешение подобных задач и в жизни святителя Алексия, но он всегда жил своей личной глубоко духовной, молитвенной жизнью. И государственные, и церковные вопросы он мудро разрешал, опираясь на свой духовный опыт.
Вот так и нужно сочетать правильную, честную, ответственную деятельность — государственную или церковную — с внутренней духовной жизнью, которая единственная может быть правильной опорой в решении всех этих внешних дел.
Но будет ошибкой считать, что святитель Алексий — пример лишь только для иерархов и государственных деятелей. Он — пример для всех священнослужителей, для мирян, для всего народа нашего. Он — пример того, как внутренняя, сокровенная духовная жизнь дает человеку силы для исполнения его внешних дел: профессиональных, семейных, общественных, — любых, с которыми он сталкивается по роду службы или по стечению обстоятельств. Только тогда мы можем
495
быть успешными в нашей жизни, когда есть успех в жизни духовной, потому что они словно «сообщающиеся сосуды»: от уровня духовной жизни зависит подлинный успех в жизни внешней.
Иногда кажется, что это вовсе не так, что и малодуховный человек может быть успешным политиком или государственным деятелем, либо какой-нибудь священнослужитель, мало заботящийся о молитве, о своей внутренней жизни, может быть успешен в тех внешних делах, которые он совершает. Это глубочайшее заблуждение, потому что Богу было угодно так соединить духовное и материальное в человеческой природе, что они действительно представляют собой «сообщающиеся сосуды»: и энергетический уровень в сосуде духовном будет соответствовать уровню в сосуде материальном.
Величайшая истина и мудрость жизни открываются нам через пример святителя и чудотворца Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Его молитвами да поможет всем нам Господь хотя бы в малой мере следовать его спасительному примеру! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.