13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия в Георгиевском храме на Поклонной горе 6.05.2010
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА
И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ В ГЕОРГИЕВСКОМ ХРАМЕ
НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ
6.05.2010
Ваше Высокопреосвященство1, Ваше Преосвященство2, досточтимые отцы, Ваше Высокопреподобие, отец Серафим, настоятель сего святого храма3, дорогие братья и сестры!
Сегодня совершенно особый день в нашем церковном календаре. Мы празднуем память святого великомученика и Победоносца Георгия, дивного угодника Божия, который во времена языческих гонений в Римской империи в мучениях отдал свою жизнь за верность Господу. И Господь дал ему огромную силу, ибо за верность и веру Бог дает силу людям.
Совершенно неслучайно, что символами побед в войнах стали святые мученики: святой великомученик Георгий, святой великомученик Феодор Стратилат и многие другие, потому что от воина требуется то же самое, что и от мученика, — вера и верность. Вера в Бога и вера в то, что воин делает правое дело; эти вера и убежденность в правоте своего дела должны сопровождаться верностью даже до смерти (Откр. 12,11). И неслучайно Великая Отечественная война закончилась в день святого великомученика Георгия Победоносца. Мы празднуем День Победы в годовщину подписания капитуляции, которая состоялась в Берлине 8 мая (ввиду разницы во времени в Москве к моменту капитуляции было уже за полночь, а потому праздник Победы отмечается 9 мая). Но война кончилась 6 мая — в день
1 Архиеп. Истринский Арсений.
2 Еп. Павлово-Посадский (ныне митр. Ставропольский и Невинномысский) Кирилл.
3 Прот. Серафим Недосекин.
463
великомученика и Победоносца Георгия, который всегда являлся покровителем града Москвы.
Это не просто совпадение или стечение обстоятельств. Война началась в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших. Те, кто задумал вступить 22 июня 1941 года на нашу священную землю, не знали нашего церковного календаря. В день, когда весь наш верующий народ обращался к Богу, прося милости у святых угодников Божиих, в нашей земле просиявших, — именно в этот день как великое кощунство, как издевательство над духовной жизнью людей посыпались бомбы на головы нашего народа.
И наверное, как всегда, были люди, которые говорили: «Как же так? В такой святой день!.. А где же святые угодники? Почему они не защитили нашу землю? Почему упали на нас бомбы?» Так мы обычно реагируем на то, чего не можем понять. Многого в жизни своей мы не можем разглядеть и понять, и, когда что-то происходит не в соответствии с нашими представлениями, мы обращаемся к Богу: «Господи, где же Ты?» Кто-то обращается с недоумением, кто-то с ропотом, а кое-кто и с издевкой: «Ну и где же Ты?»
Празднование Победы в день святого великомученика Георгия Победоносца, когда окончилась война, было ответом тем, кто недоумевал, почему 22 июня, в воскресенье, на нас напал враг. Враг бросал вызов не только государству, в то время — Советскому Союзу. Ведь когда речь идет о жизни миллионов людей, то имеется в виду нечто гораздо большее, чем просто государство. Речь идет о том, что является колоссальной ценностью в глазах Божиих, — о жизни народа, о вере, святости, чистоте, о том, с чем мы предстанем пред лицем Божиим. Всему этому был брошен страшный вызов, и мы знаем, как дорого стоила нам Победа!
Я благословил, чтобы, начиная с этого года, в День Победы во всех храмах Русской Церкви торжественно совершался молебен в память об избавлении страны нашей от страшного, смертельного врага, от опасности, которой не знало Отечество наше за всю свою историю. Работая над текстом молитвы, которая будет возноситься в наших храмах, я положил в ее основу молитву святителя Московского Филарета (Дроздова). Святитель составил эту молитву в связи с победой над Наполеоном, но он полагал полезным читать ее всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах. Конечно, молитва
464
святителя Филарета не везде буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому пришлось кое-что редактировать. Но, работая над текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? Как некая напасть? Как диавольское искушение? Как происки врага? Как хитросплетения политики?.. Но в сознании святителя Филарета и всей Церкви, которая потом молилась словами его молитвы, эта напасть воспринималась как наказание за грех.
Год назад я сказал в этом храме, что и Великая Отечественная война была наказанием за наш грех, а потом был изумлен реакцией светской прессы, которая удивилась и даже обиделась. Не надо обижаться — грешить не надо. Ни один грех не проходит мимо Бога. Все, что мы совершаем в своей личной, общественной, государственной жизни, — все это заносится в Божественную книгу жизни. Господь по милости Своей, не желая наших вечных мук, проводит нас через временные испытания, и мы должны воспринимать их как дар Божественной справедливости и дар Божественной любви, — не роптать, но призывать имя Божие, в покаянии и вере склоняя пред Ним свои главы.
А что же в ответ? В ответ Господь совершает чудеса, — как Он совершил чудо избавления Москвы, как Он совершил чудо спасения страны нашей и всей Европы. И знамением этого чуда явилось окончание военных действий в день праздника святого великомученика и Победоносца Георгия по нашему церковному юлианскому календарю. Это тоже было знаком того, что особая роль была у страны и народа нашего в той великой священной Победе.
Сегодня мы молимся о том, чтобы Господь приклонил милость и любовь Свою к народу нашему, ко всей исторической Руси, к стране нашей — России; чтобы Господь укрепил веру в сердцах людей, чтобы Господь дал силу жить по Его заповедям, сохранять неповрежденным свое нравственное чувство, строить свое миробытие не по лживой и опасной греховной логике, которую часто в очень привлекательной упаковке диавол предлагает человеку, а по логике Божественных законов.
Сердце радуется тому, что сегодня на просторах исторической Руси происходит возрождение веры. И как бы ни злобствовали те,
465
кому это возрождение неприятно, оно совершается не потому, что кто-то приказал народу возродиться в вере, не потому, что кто-то перстом с высоты указал, кому и куда идти, а потому, что наш народ, пережив все эти муки и страдания, понял — как, может быть, ни один другой народ — великую истину, что жить нужно с Богом и по Божиему закону.
И сегодня наша молитва именно об этом — чтобы крепка была вера нашего народа, чтобы мы могли справляться с нашими жизненными трудностями так же, как наши предки справились со смертельной опасностью, чтобы Господь даровал нам частицу той верности и веры, которые имел святой великомученик Георгий Победоносец, которые имели святые мученики, ставшие символами Победы, — той Победы, которая совершилась по Божией воле.
Только так мы воспринимаем нашу Победу! И если мы забудем о ее духовном и религиозном измерении, то это будет кощунством по отношению к Богу. В ответ на наши неимоверные усилия, в ответ на высочайший героизм народа, в ответ на напряжение всех сил Господь даровал Победу — из Его спасающей десницы мы получили избавление. И потому мы возносим благодарственную молитву, особенно сегодня, о стране нашей, о народе нашем, о первопрестольном граде Москве. [...]
Перед нами — образ Успения Пресвятой Богородицы, который был возвращен нам из Германии, — вначале увезен как трофей, а потом совестливыми людьми возвращен на Русь. Отец Серафим с прихожанами отдали этот образ на реставрацию в руки замечательных специалистов, и древний образ, который сохранился только на две трети, воссоздан в своем первоначальном виде. Радуюсь, что он вернулся на нашу землю. Все должно возвращаться на круги своя (Еккл. 1, 6), — все, что было порушено, уничтожено, оккупировано, захвачено в результате войн, гражданских смут и человеческой несправедливости. Пусть этот образ напоминает нам о Победе в Великой Отечественной войне, о добрых людях, которые вернули сию святыню в Россию, и о Пречистой Преблагословенной Царице Небесной, Которая Своим Покровом покрывает землю нашу! Аминь.
466
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.