13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, под открытым небом на Бутовском полигоне 21.05.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СОБОРА НОВОМУЧЕНИКОВ,
В БУТОВЕ ПОСТРАДАВШИХ, ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ
21.05.2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры, отец настоятель Кирилл2!
В этот день, когда мы по традиции собираемся на Бутовском полигоне, на месте мученической кончины множества наших соотечественников, я хотел бы сердечно поздравить с праздником Святой Пасхи духовенство Московской городской и Московской областной епархий, матушек игумений и всех тех, кто сегодня находится здесь, предстоя Богу в молитве о безвинно убиенных, умученных на сем месте, а также обращается к ним с молитвой о предстательстве за землю нашу и за Церковь нашу. Христос Воскресе!
1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий; архиеп. Симбирский и Мелекесский (ныне митр. Симбирский и Новоспасский) Прокл, архиеп. (ныне митр.) Самарский и Сызранский Сергий, архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Верейский Евгений; еп. Серафим (Зализницкий), еп. Видновский Тихон, еп. Зарайский (ныне митр. Ростовский и Новочеркасский) Меркурий, еп. Дмитровский (ныне митр. Брянский и Севский) Александр, еп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, еп. Серпуховской Роман, еп. Подольский Тихон, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Элистинский и Калмыцкий Зиновий, еп. Звенигородский (ныне Салехардский и Ново-Уренгойский) Николай.
2 Прот. Кирилл Каледа, настоятель храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове.
452
В субботу четвертой седмицы по Пасхе читается Евангелие от Иоанна (Ин. 8, 31-42), в котором содержатся удивительные слова об истине. После того как Господь оправдал блудницу, взятую в прелюбодеянии, которую по иудейскому закону хотели побить камнями; после того как Он защитил ее и оправдал любовью и милостью Своею, Он обратился к собравшимся с пронзительными словами — столь обличительными, что было в какой-то степени странно услышать их от Спасителя в первые годы Его служения. Известно, что, чем ближе были Крестные страдания, тем сильнее становились обличительные слова Господа, которые достигли своего апогея на Страстной седмице — в те три дня, когда Господь проповедовал в Иерусалиме до Тайной Вечери в Великий Четверг. Но до этих событий еще должны были пройти годы... А Он уже на заре Своего служения обращается к собравшимся с пронзительным и гневным обличением, в центре которого — свидетельство об истине. Познаете истину, — говорит Господь, — и истина сделает вас свободными. На что собравшиеся сказали: «Мы дети Авраама, и никогда и нигде не были в рабстве. Как же Ты говоришь, что Ты нас освободишь и сделаешь свободными?» И тогда Господь одной фразой, несколькими словами открывает глубочайший смысл того, что есть свобода: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 32-34).
Наверное, трудно было уразуметь слушавшим Спасителя смысл того, что Он сказал. Но мы, живущие в XXI веке, даже если совсем незнакомы с историей, хорошо знаем одно: стремление к свободе — в том виде, как это чаще всего предлагают нам те, кто не связывает свое слово со словом Божиим, — призывы бороться и жизнь свою отдавать за такую свободу чаще всего заканчиваются рабством.
Это не значит, что христианская традиция и Церковь отрицают право человека быть свободным в исторических обстоятельствах. Но это означает, что с точки зрения Церкви подлинная свобода есть свобода от греха. Лишь тогда, когда человек связывает с борьбой за свободу от внешних стесняющих обстоятельств стремление к освобождению от греха, — только тогда эта борьба приводит к тому, о чем человек и мечтает, — к подлинному освобождению человеческой личности. Потому что именно в освобождении от греха познаётся истина человеческого бытия, расставляются приоритеты человеческой деятельности; и именно в свете свободы от греха каждый может видеть, что есть подлинная свобода.
453
Ну, а если людей увлекают на путь борьбы исключительно для того, чтобы освободиться от внешних стесняющих обстоятельств, не обращаясь при этом к душе человека, то такой поиск свободы, а тем более такая борьба за свободу ведется вне истины, и человек легко оказывается в плену у заблуждений. Разве не под знаком борьбы за свободу Отечество наше было ввергнуто в пучину кровопролитной гражданской войны? Сколько неповинных людей было убито только потому, что кто-то считал, что, убивая своих братьев и сестер, он обеспечит свободу себе и, может быть, своим детям! Но разве такая борьба могла обернуться подлинной свободой? Мы знаем, что завершилось все страшным террором, когда и тех, кто боролся за мнимую свободу, истязали и убивали.
Из всего огромного числа людей, убитых в годы террора, мы особым образом прославляем тех, кто погиб за веру, потому что их жизнь соответствовала тому, к чему призывает нас Господь: Познаете истину, и истина сделает вас свободными. Они боролись за то, чтобы сохранить истину Божию, и погибли.
Кто-то может сказать: «А где же та свобода, во имя которой они боролись? Где истина, и почему эта истина их не спасла?» Мы знаем, что они обрели подлинную свободу не только в Царствии Божием, но они были свободными даже тогда, когда не сгибались под диктатом гонителей, когда не боялись смерти, когда не клеветали на своих ближних, когда принимали со смирением крест, который Христос на них возлагал, — свидетельствуя подвигом своей жизни и своей смерти об истине, которая освобождает человека в Боге.
И сегодня мы прославляем их как победителей в той страшной схватке. В глазах мучителей они были побежденными. Их память хотели стереть с лица земли. Их добрые имена пытались запятнать ложными протоколами допросов, измышлениями следователей, которые обвиняли их в политических преступлениях. Но мы знаем, что это были люди, которые жизнь свою отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу.
Подвиг новомучеников и исповедников — это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Русской Церкви XXI века, но и жизнь всего нашего народа. Этот подвиг еще и еще раз помогает понять каждому, кто готов понимать и слышать, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу.
454
У современных людей не меньше искушений и соблазнов, чем было у тех, кто пострадал за истинную свободу. Конечно, сегодня никто и никого не принуждает насильно отказаться от своих убеждений; но как много соблазнов и искушений исходит от тех, кто насаждает иную, богопротивную философию жизни, в которой нет истины! И чаще всего это насаждение богопротивных взглядов по-прежнему сопровождается призывом к «свободе» человека: «Во имя свободы сбросьте оковы, отбросьте предубеждения, станьте раскованными, свободными!» И как много людей, особенно молодых, поддаются этим страшным уловкам и думают, что свобода там, где нет никаких сдерживающих душу ограничений, никакой внутренней дисциплины, никакой ответственности! Но эта «свобода» и есть то рабство греху, о котором предупреждал Христос, и ничего доброго ни для человека, ни для общества, ни для всей человеческой семьи такая «свобода» принести не может.
Поэтому, празднуя память святых новомучеников, в Бутове пострадавших, невинно за Христа здесь умерщвленных, мы тем самым празднуем память тех, кто сохранил верность истине и тем самым остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни. Прославление Церковью нашей святых новомучеников, ежегодное торжественное празднование их памяти здесь, на Бутовском полигоне, является свидетельством их победы над мучителями, верности их жизненной позиции, их взглядов на истину и свободу.
Да поможет всем нам Господь быть верными тому, чему были верны новомученики и исповедники Бутовские, чему были верны мученики и исповедники Церкви нашей! Да поможет нам Господь хранить верность Его истине и через эту истину обретать свободу — и от стеснений внешними обстоятельствами, и подлинную свободу духа для Царства Небесного! Аминь.
455
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.