Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день празднования памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, под открытым небом на Бутовском полигоне 23.05.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАМЯТИ СОБОРА
НОВОМУЧЕНИКОВ, В БУТОВЕ ПОСТРАДАВШИХ,

ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ

23.05.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

Это радостное пасхальное приветствие мы обращаем на этом месте скорби ко всем вам, дорогие владыки1, отцы, братья и сестры, ко всем живущим, но также и ко всем тем, кто принял мученическую смерть здесь, на этой Русской голгофе. Мы обращаемся сегодня к ним с этим пасхальным приветствием не как к умершим, но как к живым. Наверное, мало мест на земле, где бы такой призрачной казалась грань, отделяющая земное от Небесного и временное от вечного. Здесь вокруг нас сегодня те, кто мученически скончался, но кто ныне предстоит Богу и вместе с нами образует единую Церковь Божию, Церковь не мертвых, но живых, ибо Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мк. 12, 27).

1 Архиеп. (ныне митр.) Саранский и Мордовский Варсонофий, архиеп. (ныне митр.) Волоколамский Иларион, архиеп. Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь), архиеп. Можайский Григорий, архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; еп. Илиан (Востряков), еп. Серафим (Зализницкий), еп. Никон (Миронов) (ныне еп. Добрянский), еп. Красногорский (ныне архиеп. Тираспольский и Дубоссарский) Савва, еп. Видновский Тихон, еп. Зарайский (ныне митр. Ростовский и Новочеркасский) Меркурий, еп. Дмитровский (ныне митр. Брянский и Севский) Александр, еп. Люберецкий (ныне митр. Пензенский и Нижнеломовский) Вениамин, еп. Троицкий Панкратий, еп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, еп. Серпуховской Роман, еп. Подольский Тихон.

441

 

 

Осознание того, что нет границы и стены между земной жизнью и вечностью, между Церковью земной и Церковью торжествующей Небесной, является важнейшим основанием нашего христианского миропонимания и мироощущения. Для нас мир Божий — это мир не только тех, кто живет сегодня, но и тех, кто жил до нас и кто придет после нас, это все — Божие творение, силой могущества Божественного извлеченное из небытия. Мы, люди, являющиеся сердцевиной и вершиной всего творения, несем ответственность за все, что происходит в мире, потому что именно человеку Бог вручил многое, что надлежит сделать для того, чтобы мир и творение Божие обнаруживали красоту первозданного бытия.

Из этой ответственности за судьбы мира и человека проистекает особое служение Церкви. Мы называем такое служение пророческим, потому что, по примеру Господа и святых пророков продолжая это служение, Церковь призвана провозглашать Божию правду людям, ибо пророчество — это и есть провозглашение Божией правды, и оно никогда не было легким. За всю двухтысячелетнюю историю Церкви провозглашение Божественной правды множество раз наталкивалось на глухоту и слепоту людей, на нежелание слышать, на раздражительность, на озлобление и даже ненависть. Вся история Церкви — это история свидетельства о Божией правде, свидетельства не только словом и жизнью, но даже смертью. Именно это свидетельство мы называем мученичеством.

Наша Русская Православная Церковь принесла Богу такой дар этого свидетельства, каким не может похвалиться ни один народ. Трагедия XX века, унесшая сотни жизней таких свидетелей, являет собой, с одной стороны, образ диавольской ненависти, восстающей на Бога и правду Его, но с другой — непреходящую красоту силы человеческого духа, которая обретается в служении Господу.

Мученики погибли, потому что не отказались от креста, что и стало их свидетельством о Божией правде. Мучители хорошо знали, что это свидетельство может быть воспринято другими. Многие из них помнили слова Тертуллиана, а если и не помнили, то опытно чувствовали опасность проливать кровь христианскую, ибо она может быть семенем для рождения новых во Христе спасаемых душ1. И потому

1 Тертуллиан. Апологетик. 50.

442

 

 

убийства и мучения происходили втайне. Мученики XX века погибали как мученики за Христа. Их томили в одиночестве в замкнутом пространстве, в отлучении от мира; многие из них, наверное, никогда и не думали о том, что их подвиг, даже поименный, станет известен людям. Но замысел мучителей не оправдался, потому что со святыми мучениками был Сам Господь. И какой бы глубокой тайной ни были окружены гонения на христиан XX века, какой бы глубокой тайной ни было окружено и это место, все стало явным — и имена святых мучеников, и названия тех мест, где проливалась их кровь.

Для нас, дорогие мои братья и сестры, все то, что произошло с Церковью нашей в XX веке, является великим назиданием. Пример святых мучеников и исповедников XX века убеждает нас в том, что в любой момент каждый из нас должен быть готов и словом, и делом, и даже до смерти (Откр. 12, 11) возвещать Божию правду; что в этом и заключается смысл нашей христианской жизни и нашего свидетельства. Пример XX века учит нас тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию; нет такой человеческой злобы, которая могла бы противостоять Божией любви. Победа всегда за Христом и Церковью, потому что Христос воскрес из мертвых и Своим Воскресением уже одержал эту победу.

Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества — это нечто, принадлежащее прошлому, поскольку сегодня нас окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется, что реальность мученичества и исповедничества — в прошлом, где-то позади. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства будет всегда. Сегодня никто не требует от нас отказываться от веры, никто не принуждает уйти из Церкви, но ныне в мире существует великое множество соблазнов и сил, которые, воздействуя на человека, безо всякого физического насилия способны оторвать его от Бога и Церкви, помрачить его жизнь и способность свидетельствовать о Божией правде.

Сами стандарты жизни, стандарты мысли, некая мода на образ жизни, господствующие в современном мире, являются антихристианскими. Из этих ценностей, которые и ценностями нельзя назвать, удалено духовное, религиозное измерение. Сегодня созидается внерелигиозная цивилизация. Часто это делается сознательно, со ссылкой на то, что, мол, мир сегодня пришел в движение, он стремится

443

 

 

к объединению, в нем сталкиваются, вступают во взаимодействие разные религии, разные системы ценностей, что невозможно построить мир, в котором присутствовали бы все эти религиозные ценности, а потому мир должен быть внерелигиозным; при этом люди свободны быть верующими или неверующими, но должны ограничивать свою религиозность рамками личной жизни. Одновременно проповедуются ценности, которые по сути являются языческими или даже — более того — нерелигиозными. Через средства массовой информации все эти стереотипы бытия и мода на нерелигиозную жизнь вольно или невольно обрушиваются на сознание современного человека и захватывают его. Вот здесь и требуется мужество, тут-то и требуется сила идти узкими вратами (Мф. 7, 13, 14) Царствия Божия, идти против течения, против общего потока в надежде на то, что, чем больше людей пойдут против этого потока, тем вероятнее, что мутные воды остановятся, а может быть, и повернут вспять.

Нам не дано знать, что может произойти в истории в результате нашего свидетельства о Христе, в результате нашего свидетельства о правде Божией. Но мы точно знаем, что именно жизнь в соответствии с этой правдой является настоящей жизнью, именно эта жизнь несет в себе истину, именно она является путем в Царствие Божие, потому что Сам Господь сказал: Я есмъ путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

Те наши отцы, матери, братья и сестры, которые приняли на себя подвиг мученичества и исповедничества, сегодня вместе с нами, с нашим народом. Их молитвами, их кровью, их подвигом и предстательством пред лицем Божиим даруется нам сила свидетельства. Дай Бог только, чтобы мы, несмотря на наши немощные силы, были способны принять Божию благодать, ответить на молитвы новомучеников, чтобы жизнь нашего народа стала такой, которая исключала бы новые падения, способные отлучить народ наш от Бога.

Пусть по молитвам святых новомучеников и исповедников Церкви Русской укрепляется духовная жизнь нашего народа, пусть возрастает он от силы в силу (Пс. 83, 8). И пусть Церковь наша, мученица и исповедница, мудро и мужественно свидетельствует о правде Божией во имя Царствия Его! Аминь.

444


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.