13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 25.02.2009
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, ЧУДОТВОРЦА, В БОГОЯВЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ г. МОСКВЫ
25.02.2009
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы вспоминаем святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Точнее, титул святителя звучал иначе — митрополит Киевский, Московский и всея Руси, потому что святитель Алексий последним из первоиерархов Русской Церкви носил древний титул митрополита Киевского.
Он жил в сложном XIV веке. С одной стороны, земля наша была захвачена восточным врагом — Ордой и находилась в тяжелейших условиях, ибо внешняя сила господствовала над народом нашим. С другой стороны, воспользовавшись этим грозным нашествием с востока, наши противники с запада стремились окончательно раздробить Русь, оторвав от нее Киев — первопрестольный град, и разделить Русскую Православную Церковь.
Святитель Алексий получил от Константинопольского Патриарха титул митрополита Киевского и всея Руси, который в то время носил Предстоятель нашей Церкви. Но поскольку он жил постоянно в Москве и именно град Москва стал возвышаться как новая столица великого Русского государства, то и титул святителя был митрополит Киевский, Московский и всея Руси.
Забота святителя Алексия сводилась к тому, чтобы, с одной стороны, оградить страну нашу, народ и Церковь от притеснений Орды, обеспечить большую свободу, ибо только в условиях свободы могли быть накоплены духовные и материальные силы народа, чтобы в конце концов освободиться от рабства. С другой стороны, его заботой было сохранение единства нашей Церкви, недопущение отделения первопрестольного града Киева от русского Православия. Это служение святителя было связано с особыми трудностями, потому что политическое влияние на западные русские земли было направлено на то, чтобы воспрепятствовать Первосвятителю посещать Киев.
407
Он предпринимал всевозможные усилия, чтобы навещать западные русские земли, но это становилось все более и более затруднительным.
Уже в далеком XIV веке некие силы стремились разделить Русь. Для нас не было неожиданным и новым, что и в 90-е годы XX века подобные попытки повторились.
Мы сегодня вспоминаем день Ангела почившего Святейшего Патриарха Алексия, который носил имя святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. На годы правления Святейшего Патриарха Алексия выпали такие же проблемы, ибо под влиянием различных сил предпринимались попытки разделить единое тело Русской Церкви. И снова кто-то захотел провести границу по тому же самому историческому рубежу, пытаясь отделить мать городов русских и разрушить единство всей Древней Руси.
Святейшему Патриарху Алексию пришлось сделать многое, чтобы сохранить это единство. И по милости Божией Соборы, которые состоялись в 90-х годах XX столетия и в начале XXI столетия с участием всего епископата нашей Церкви, еще и еще раз засвидетельствовали непреклонное желание всей древней православной Руси быть единой и иметь во главе своего Патриарха.
Это стремление к единству особенно ярко было выражено летом минувшего года, когда в июне в Москве состоялся Архиерейский Собор. Святители, собравшиеся в столице, знали об усилившемся стремлении разделить Церковь Русскую и потому приняли историческую декларацию «О единстве Русской Православной Церкви». Эта декларация была еще раз подтверждена в дни Поместного Собора, состоявшегося в конце января сего года. Эти постановления имеют огромное значение, потому что проистекают не от желания того или иного политического или церковного деятеля, а выражают горячее стремление всей полноты Церкви исторической Руси к сохранению единства, как желал его сохранить святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, как оберегал его, словно зеницу ока, Святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси.
Во времена святителя Алексия Церковь имела очень большое значение в жизни Русского государства и нашего народа, и прежде всего потому, что она одна оказывала огромное духовное и нравственное воздействие на людей, формируя наилучшие черты нашего
408
национального характера, укрепляя людей в понимании того, что высшей ценностью для человека является Бог, воспитывая благоговейное отношение к Творцу и милосердное отношение к ближнему. Эта система ценностей стала именоваться Святой Русью, потому что в жизни именно нашего народа в то время святость стала главной ценностью, основным целеполаганием в жизни. И поддерживалась эта система ценностей в первую очередь жертвенным и мужественным пастырским служением Церкви.
Церковь осуществляла свою проповедь, побуждая человека к святости в личной жизни, в семейных отношениях. Особое историческое значение святителя Алексия заключается еще и в том, что он стремился пронизывать христианским духом не только духовную, но и общественную, и политическую жизнь страны. По стечению обстоятельств он был не только Первосвятителем земли Русской, — он был государственным деятелем, во многом определявшим тогда политическое направление жизни государства и состояние русского общества.
Святитель Алексий предпринимал дальние поездки, в первую очередь в Орду, чтобы добиться изменения положения народа и Церкви. И это ему удавалось. Но, имея огромное влияние на жизнь всего русского общества и государства, святитель никогда не переходил опасной черты — он никогда не имел притязаний на светскую власть и никогда не пытался насаждать учение Христа и воспитывать народ средствами этой власти.
Русской Церкви, несмотря на огромный авторитет, который она имела в народе, удалось избежать опасного соблазна — стать частью светской власти и осуществлять пастырское служение силой принуждения, свойственного государству. Именно поэтому наша Церковь и избежала всех тех опасных последствий, которые имели место прежде всего на Западе, где Церковь прочно связала себя с механизмами светской власти, вовлекаясь в политическую борьбу, несвойственную для Церкви.
То, что совершал Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, во многом было повторено в годы правления Святейшего Патриарха Алексия. Церковь не стремилась к тому, чтобы обладать светской властью, стать частью государственного аппарата и использовать силу власти для осуществления своего пастырского служения. Церковь стремилась быть вне всякого политического влияния, вне
409
всякого государственного механизма, оставаясь внутренне свободной и отстаивая только одно право — быть совестью своего народа. И может быть, то, что произошло за последние 20 лет — обращение людей к Богу через Русскую Православную Церковь, воцерковление огромного количества людей, изменение отношений Церкви и государства, — в первую очередь объяснялось тем, что и как совершалось на ниве церковно-государственных отношений под мудрым водительством покойного Святейшего Патриарха Алексия.
Вспоминая святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, вспоминая Святейшего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, мы умудряемся опытом правления и жизни святителей и понимаем, каких опасностей следует избегать и по какому пути следует идти нам как народу Божию, как Русской Православной Церкви.
Дай Бог, чтобы заветы святителей помогали и сегодня определять отношения Церкви с внешними — как дальними, так и ближними. Чтобы мы помнили, что единственное предназначение Церкви — спасение людей; и все, что она делает, в том числе и во взаимоотношениях с обществом и государством, она делает и должна делать только ради спасения людей, чтобы приблизилось Божие Царство, чтобы каждый в своем сердце реально почувствовал прикосновение Божественной благодати и ответил на это прикосновение чистотой веры и жизни. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.