Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святого мученика Трифона в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе 14.02.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ТРИФОНА
В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«ЗНАМЕНИЕ» В ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ СЛОБОДЕ

14.02.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем имя святого мученика Трифона. В этом святом храме находится его чудотворный образ с частицей мощей из того самого московского храма, которого, к сожалению, сегодня уже нет, но который был построен на месте чуда, совершенного святым мучеником Трифоном.

1 От лица студентов университета Предстоятеля приветствовала студентка факультета журналистики МГУ О. Богданова, которая обратилась к Его Святейшеству с просьбой рассмотреть вопрос о возможности строительства храма вблизи нового здания МГУ.

397

 

 

Это было в XVI веке, при царе Иоанне Грозном. Чудо было очень простым, почти домашним, семейным, человеческим. Во время охоты потерялся у царя сокол, которого он очень любил. И поручил царь Иоанн Грозный найти эту птицу одному из своих слуг. Несчастный юноша по имени Трифон никак не мог выполнить приказ царя и, со слезами помолившись своему небесному покровителю, во сне имел видение: некий юноша на коне указывал ему место нахождения потерянной птицы. Пробудившись ото сна, Трифон нашел ее в том месте, где позже была построена известная московская церковь.

Какая удивительная связь: XVI век, Москва, Русь — и век III, Малая Азия, Римская империя. Другой юноша с тем же именем Трифон жил в то время. История донесла до нас мало сведений о его жизни. Но он был личностью совершенно незаурядной. Он прославился тем, что исцелял людей силой Господа Иисуса Христа. Он был христианином, лечил и исцелял людей, совершал и другие удивительные деяния. Например, когда на его деревню напали опасные насекомые, способные истребить весь урожай, то по молитвам Трифона это нашествие было остановлено и урожай был спасен.

История доносит до нас сведения о том, как силой Божией Трифон исцелил душевно больную дочь римского императора. Он помогал многим и, конечно, прославился среди людей.

В III веке к власти в Риме пришел император Декий. И правил он всего-то два года, но успел за время своего правления оставить страшный кровавый след: он решил по примеру некоторых своих предшественников поднять гонения на христиан. И конечно, тут же чей-то указующий перст был направлен на Трифона — христианина, известного во всей округе. Но когда от Трифона потребовали отречься от веры, он не отрекся. Перед тем как казнить, власти подвергли его страшным мучениям. Его тело рвали железными крючьями, но этого мучителям казалось недостаточно. Тогда к истерзанному телу Трифона стали подносить открытый огонь, прикасаться раскаленным металлом. Но даже этих страшных мучений было мало гонителям. Они приказали вбить в стопы святого железные гвозди и требовали, чтобы он шел на этих гвоздях.

Но никакие самые страшные муки не могли сломить святого Трифона. И тогда правитель повелел отсечь ему голову. Мученик со смирением и духовной силой склонился перед палачом, но Господь взял душу святого Трифона еще до того, как меч коснулся его тела.

398

 

 

Какая удивительная история! Для нас, современных людей, даже картину этих мучений представить трудно. Но ведь все было именно так! И возникает вопрос: какой же силой святой Трифон переносил эти страдания?

Многим из нас приходилось обжигаться — о горящую ли свечу, об утюг. Мы знаем, как реагируем в таком случае: резко отдергиваем руку от раскаленного предмета, потому что боль нестерпима, — даже мгновение ее кажется вечностью. Но как же тогда можно было терпеть прикосновения огнем к разорванному крюками телу и даже не кричать? Найдите-ка сейчас такого сильного человека, который выдержал бы эту пытку и не издал ни одного звука! Такого человека найти невозможно, потому что боль, которую мучители причиняли святому Трифону, превышает возможности человеческой психики справиться с этой болью — она уже за пределами человеческих возможностей. Какой же силой преодолевал святой Трифон эту беспредельную боль? Ответ, конечно, только один — силой Божией.

Мы почитаем святых мучеников не за их терпение, потому что никаким человеческим терпением невозможно справиться с мучением. Мы почитаем их за то, что через их мучения и страдания всем нам явлена великая и спасающая сила Божия. Пример мучеников помогает нам понять, что означает сила Божия применительно к человеческой жизни, человеческой личности. Мы видим на этом примере, как Бог возвышает человека, как Он делает его сильным и непобедимым, как дает ему способность сопротивляться злу, гонителям и даже самой страшной боли. Мученики предстают пред нами как действительно герои духа, и мы со смирением склоняем перед ними наши головы, мы молимся им как живым примерам того, что Бог совершает с человеком, который открывает свой ум и свое сердце навстречу Богу.

Кто-то может сказать, что, мол, чего только в истории не было, какие только подвижники, герои ни жили в стародавние времена! А вот выйдем мы сейчас из этого храма и окажемся в центре большого города... И почувствуем, как трудно все то, что мы слышали сегодня о святом мученике Трифоне, соотнести с нашим опытом жизни в современной стране, в столичном городе! На самом деле все, что было актуально во времена святого Трифона, не теряет своей силы, своего значения и смысла и сегодня. И обстоятельства жизни, внешне

399

 

 

меняясь, остаются теми же. Человек живет со своими страстями, грехами, слабостями, и одновременно каждому человеку, даже самому грешному, подается помощь, благодать и сила, если человек способен и желает это принять.

Вместе с тем, для того чтобы стать исповедником веры Христовой, чтобы быть верным Спасителю, необязательно доказывать это физическими мучениями. Конечно, когда гонители веры предлагали христианам или отказаться от Христа и обрести спокойную жизнь, вернуться в свои дома, жить так, как живут все, или принять страдания и мученическую смерть, — соблазн был велик. Но ведь и сегодня есть соблазны: остаться со Христом и переносить испытания, идти узким путем по жизни или отказаться от Него и идти широким путем, по которому идут почти все, ни о чем не думая, наслаждаясь жизнью, видя главную цель своего бытия в том, чтобы жить богато, чтобы потреблять больше благ.

Сегодня никто не требует от нас испытывать физические страдания, чтобы доказать свою верность Спасителю, но искушения сегодняшнего дня ничуть не меньшие, чем тех древних лет. Как сильно звучат слова Господа, обращенные к апостолам, а через них и ко всем нам: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь тех, кто может... душу... погубить в геенне огненной (Мф. 10, 28; Лк. 12, 4).

И сегодня от христианина требуются такие же мужество, терпение, сила воли, но самое главное — доверие Господу и принятие Его в свое сердце, чтобы противостоять соблазнам жизни, — как во времена святого Трифона требовались и терпение, и воля, и сила веры, чтобы вынести физические мучения за Господа и Спасителя. И сегодня от нас требуются вера во Христа и верность Господу. И требования сегодняшнего дня не меньшие, только искушения и соблазны более утонченные.

Сегодня нет выбора между «верить — не верить», сегодня никто не требует отказаться от Господа, никто не наказывает нас за то, что мы посещаем храмы, крестим своих детей, открыто проявляем свою религиозность. И тем не менее в этих условиях религиозной свободы другие искушения воздействуют на наше сознание и нашу волю, отклоняя нас от Господа.

Все хорошо знают, что во многих процветающих, богатых странах, на которые нам указывают как на пример для подражания, про-

400

 

 

исходит массовый отход людей от веры, — и не потому, что их кто-то гонит, не потому, что быть верующим опасно. Совсем нет! Стоят открытые храмы, есть высшие богословские заведения, много семинарий и духовных школ. Но все это стоит пустым, народ уходит из храмов! И страны, которые еще недавно называли себя христианскими, сегодня боятся или не желают говорить о том, что они — христианские страны. Сегодня даже слово «Рождество», обозначающее самый известный в этих странах праздник, изгоняется из обихода; а в некоторых странах даже запрещают публично ставить рождественские елки, потому что они напоминают о Рождестве.

Какой же силой отрываются человеческие души от Бога? Соблазном, указанием ложных жизненных путей, когда предлагают иные ценности и цели жизни, когда не столько говорят, сколько показывают привлекательность жизни не по закону духа, а по закону плоти. Вот такая жизнь по закону плоти, похоти человеческой, и становится идеалом жизни. «Ешь как можно больше и вкуснее! Делай то, что хочешь, наслаждайся жизнью! Нет никаких условностей! Зачем нужно хранить чистоту семейных отношений, целомудрие? — Все это пережитки прошлого. Живи по закону инстинкта!»

И как же просто человеку жить по этому закону! Не требуется никаких волевых установок, никакого самоограничения, никакого контроля — все возможно. И люди с легкостью, безо всякого насилия, безо всякого принуждения постепенно как бы обволакиваются этой страшной и губительной трясиной, которая засасывает, как бездонное болото. Человек не успевает даже понять, что с ним происходит, — а он уже там, в этой трясине, где нет кислорода, где нет жизни.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить...

Этот новомодный образ жизни, эта жизненная философия являются великим соблазном для молодежи. И ведь на эту ложную и опасную идею сегодня работают многие СМИ — эти красивые глянцевые журналы с рекламными картинками, которые погружают нас в нереальный, несуществующий, виртуальный мир. Но ведь как они притягивают взор, как возбуждают человека и толкают его на то, чтобы он покупал что-то новое, непременно другое, чтобы он стремился к тому, чего у него еще нет! Вся эта индустрия, направленная на поддержку ложных ценностей и целей, губит душу.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить...

401

 

 

Легко ли противостоять всем этим соблазнам, особенно в том молодом возрасте, в каком находятся эти мальчики и девочки, которые сегодня с нами, когда на них обрушивается пропаганда, так свободно проникающая в человека и безо всякого сопротивления захватывающая его ум и его сердце? Совсем нелегко. Всегда нелегко идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное (Мф. 7,13,14). Но только идя по этому пути, мы дышим кислородом веры, мы напитываем свою душу силой, мы становимся непобедимыми, как был непобедим мученик Трифон.

Быть христианином сегодня — это значит быть исповедником веры без видимых физических усилий каждый день. И в этом исповедничестве — великий подвиг. Конечно, сердце радуется, когда в Отечестве нашем, исторической России, мы видим переполненные храмы и молодежь, которая идет по пути веры. Радуется сердце и возносится к Богу молитва о том, чтобы никакие соблазны, никакие искушения не остановили поступательного движения нашего народа, который, пройдя через физические мучения за веру, сегодня понимает смысл того, что означает быть христианином. Мы должны высоко нести звание христианина, чтобы пример христианской жизни был сильнее соблазнов, которые обрушивают на нас современные СМИ; чтобы пример христианской жизни был притягателен для людей; чтобы этот пример помогал понять, в чем, собственно, состоит смысл человеческой жизни, и чтобы с этим осознанием являлась нам сила Божия, укрепляющая нас на нашем жизненном пути. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.