13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в престольный праздник в домовом храме во имя святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова 25.01.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ДОМОВОМ ХРАМЕ
ВО ИМЯ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ
ПРИ МГУ им. М. В. ЛОМОНОСОВА
25.01.2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Глубокоуважаемый Виктор Антонович2! Дорогие братья и сестры!
Я хотел бы сердечно поблагодарить за добрые слова, которые сейчас прозвучали, и за прекрасный образ Божией Матери «Прибавление ума». Должен вам сказать, что я впервые вижу эту икону и радуюсь тому, что увидел ее именно здесь, в университете. Дай Бог, чтобы, молясь перед этой иконой, люди действительно чувствовали, как Бог реально может прибавить ума. Господь никогда не поможет ленивому и неподготовившемуся человеку сдать сессию. Господь никогда не будет совершать чудо как некий фокус. Но в ответ на усилия и молитву Господь может прибавить ума не только человеку, но и всему человеческому обществу. Я думаю, что, несмотря на мощный технический прогресс, самое ужасное в современной жизни — это безумие этой жизни, свидетельствующее о том, что никакое развитие науки, никакое развитие техники не являются показателями мудрости человеческого общества.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Виктор Антонович, за Ваши добрые слова, а самое главное — за то, что Вы совершили тогда, в далеком 1993 году, положив начало созданию домовых храмов при университетах, институтах, средних учебных заведениях. Одним этим деянием Вы уже вошли в историю Русской Церкви и нашего Российского государства.
Действительно, десятилетиями народ наш был отторгнут от веры. Но сегодня настало время, когда мы должны перестать ссылаться на минувшие десятилетия и задаться вопросом: а почему и через двадцать
1 Митр. Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Грузинская Православная Церковь); архиеп. Верейский Евгений; еп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий.
2 Садовничий В. А., академик, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
393
лет жизни в свободном обществе еще не так много у нас людей, особенно среди интеллигенции, которые бы приходили в храм и просили у Бога в том числе и прибавления ума? Здесь нужно отметить, что не менее опасным, чем насильственный государственный атеизм, является безбожие, которое проникает сегодня в сознание наших людей через стереотипы мысли и модели поведения. Поскольку вся человеческая цивилизация ориентируется ныне на цели, далекие от определенных Богом, то, устремляясь к ним, мы, даже будучи верующими людьми, живем не по Божиему замыслу, — происходит некий ужасный разрыв между тем образом мира, который Бог замыслил и который Он предложил реализовать свободному человеку, и тем миром, который мы сегодня строим.
Нам обычно кажется, что все идет правильно, мы восторгаемся научно-техническими достижениями — вспомним, как еще совсем недавно наш народ наивно восторгался каждым зданием со стеклянным или пластиковым фасадом, каждой иностранной машиной, каждым иностранным компьютером. Ну что там какие-то Божественные законы перед величием новой цивилизации, которая способна дать человеку так много благ: богатство, приятный досуг, даже здоровье! И, обращая все силы на достижение именно этих целей, мы думаем, что все идет правильно и хорошо. Оценивая свою национальную жизнь, мы говорим, что у нас еще есть какие-то проблемы и трудности, но мы, конечно, их решим и все будет хорошо, потому что где-то там, за границей, люди давно уже все эти проблемы решили и живут хорошо...
И только когда случается нечто страшное, мы начинаем задумываться, понимая, что происходит что-то не то. Совсем недавно здесь, рядом с университетским храмом, произошли страшные события на Манежной площади1; и вдруг все общество вздрогнуло и заговорило о проблемах. Мыслящие люди стали говорить: что-то не так, —
1 Речь идет о массовых беспорядках, произошедших в Москве 11.12.2010 г. На Манежной площади собрались около 5 тыс. человек на митинг, посвященный памяти болельщика «Спартака» Егора Свиридова, погибшего в ходе драки между компанией футбольных фанатов и группой выходцев с Северного Кавказа. Митинг перерос в столкновения с милицией. После беспорядков произошла серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик в других городах России.
394
и не только у нас в стране, но и в роде человеческом. А то, что вчера произошло в Домодедове1... Это же страшный оскал греха, дикое искажение человеческой природы! Какое отношение невинные люди, жестоко убитые, имеют к тем проблемам, которые сторонники убийцы желают решить? Принесение в жертву невинных людей, то, чего никогда не было в истории, что всегда осуждалось, даже если это имело место во время военных действий, сегодня становится некой формой протеста. Разве это не свидетельствует об озверении человека?
Кто-то может сказать: «Да, но это он плохой, — я-то хороший». Однако нужно помнить: если мы живем вне Божиего закона, если строим цивилизацию не по Божиему замыслу, мы все виновны в том, что происходит. И потому сегодня вопрос веры — это не вопрос периферийный, второстепенный, это не вопрос: верить или не верить. Это вопрос о том, быть нам как человеческой семье или не быть, потому что вне Божиего закона не может существовать род человеческий. И чем больше он будет накапливать научно-технические силы, чем больше ему будет казаться, что он становится могущественным, тем страшнее будут вызовы самому существованию рода человеческого.
Впервые люди задумались об этом, когда появилось ядерное оружие массового уничтожения. Тогда очень многие задались вопросом: куда идет род человеческий? А сколько страшных опасностей, помимо этого оружия, угрожает нам сегодня! И ведь нарастание всех этих опасностей произошло при жизни одного послевоенного поколения людей! Церковь призвана говорить обо всем этом, хотя очень часто ее слова воспринимаются с насмешками, глумлением, сарказмом. Но Церковь от этого не перестанет обращать свое слово к миру, потому что речь идет о Жизни — Жизни с большой буквы, жизни всего человеческого рода. Для того чтобы остановить скатывание всей человеческой семьи к краю бездны, необходимы усилия. Бог вмешивается в нашу историю только в ответ на нашу молитву. Если мы избираем смерть, то это наш выбор.
Еще в Ветхом Завете сказано: есть два пути — путь жизни и путь смерти. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30,19).
1 Речь идет о взрыве в зале международных прилетов московского аэропорта Домодедово, осуществленном террористом-смертником 24.01.2011 г.
395
Не Бог за тебя будет избирать — ты сам избери. Когда ты учишься, когда проникаешь в глубины научных знаний, когда работаешь над открытиями, устрояешь общественную, политическую, культурную жизнь, подумай о том, по какому пути идти — по пути жизни или по пути смерти. На пути смерти могут быть величайшие научные достижения, но могут быть и страшные события, хуже всякого Манежа и всякого Домодедова, — потому что путь смерти ведет к смерти, а путь жизни ведет к жизни.
Церковь никого не агитирует. Нельзя миссию Церкви воспринимать как агитацию. Церковь обращается к свободному человеку и делает это не своими словами, не исходя из своей человеческой мудрости или человеческой философии, — она обращается словом Божиим. И все то, что вы сейчас слышали, это и есть переданное человеческими словами Божие слово о путях жизни и путях смерти.
Замечательные слова мы находим в Послании апостола Павла к Коринфянам, которое читалось сегодня во время Литургии. Апостол говорит в нем, в частности, и о скорбях, поэтому чтение это полагается в день памяти мучеников. Удивительная фраза: «скорбя, всегда радуйтесь» (2 Кор. 6, 10). Что за парадокс? Как это возможно — скорбя, радоваться? Непросто радоваться в момент, когда скорбишь, но: всегда радуйтесь (1 Фес. 5, 16), потому что путь жизни есть путь радости. Даже если возникают скорби, неудачи, в том числе в учебе, в научном поиске, в семейной жизни, в профессиональной карьере, то человек, идущий по пути жизни, может радоваться, потому что рядом с ним — Бог. Тогда из каждой неудачи делается правильный вывод и каждая скорбь подвигает человека к правильным шагам, тогда «жизнь жительствует»1.
Вот я и хотел бы пожелать и Московскому государственному университету, и всему нашему научному сообществу, и тем, кто учит, и тем, кто учится, — избрать путь жизни, свободно, без принуждения отдавая свою жизнь в руки Божии, стремясь жить по Божиему закону, который выше всякого человеческого закона. Тогда мы победим всё — и общественные нестроения, и политические катаклизмы; и тем более мы победим проявления дикой человеческой злобы и человеческой греховности, которая выражается в убийстве ни в чем не
1 Иоанн Златоуст, свт. Огласительное слово на Пасху.
396
повинных людей. Поэтому молитва моя была сегодня и о Московском университете, и о всех учащих и учащихся, о том, чтобы Господь открыл им ум к разумению подлинной истины. Это открытие будет самым важным открытием и в их жизни, и в жизни тех, кто черпает от них мудрость и знание. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами!
Я хотел бы еще раз поблагодарить Вас, дорогой Виктор Антонович, за Ваши труды, за Вашу гражданскую позицию как ученого и гражданина, за Ваш огромный вклад в воспитание юношества. Хотел бы также выразить благодарность и представителю студенческой корпорации за те слова, которые были сказаны; считаю, что в адрес ректора были обращены очень правильные предложения1. Помимо научного и мировоззренческого диалога эти тесные контакты могут привести к созданию замечательных православных семей, что не менее важно для нашего общества и для нашего народа.
Храни вас всех Господь! Молитвами святой мученицы Татианы да поможет нам Господь преодолевать всю скорбь и все зло мира сего. Всегда радуйтесь о Господе! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.