13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Неделю о мытаре и фарисее в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 24.01.2010
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
24.01.2010
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Богослужением этого дня Церковь вступает в подготовительные седмицы к Великому посту. Нынешнее воскресенье на языке церковного Устава называется Неделей о мытаре и фарисее.
389
Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором излагается хорошо известная притча о мытаре и фарисее. Два человека пришли в храм: мытарь — сборщик податей, человек грешный, как сказали бы сейчас, коррумпированный человек, которого ненавидели в силу его должности соплеменники: и фарисей — представитель религиозно-политического течения, которое объединяло людей, ревновавших о благочестии. Фарисей, обращаясь к Богу, возблагодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди, то есть те, кто к его течению не принадлежал. Перечисляя далее свои достоинства: что он и молится, и постится, фарисей возблагодарил Господа за то, что он не такой, как мытарь, который стоял рядом с ним. А мытарь, не смея воззреть на небо, бия себя в грудь, обращался ко Господу, говоря: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13). Завершается же притча словами о том, что каждый, кто возносит себя, будет унижен, а тот, кто унижает себя, будет возвышен (Лк. 18, 14). Обращаясь к ученикам, Господь говорит, что мытарь вышел из храма более оправданным, нежели фарисей.
Эта замечательная притча помогает нам понять, что есть благо пред Богом в сфере нашей внутренней, сокровенной духовной жизни. Богу безразлично, к каким политическим партиям мы принадлежим. Богу безразлично, насколько мы сами себя почитаем праведными, потому что Божий суд — это не человеческий суд и оценка Богом нашей жизни — это не наша собственная самооценка. Внешнее благочестие, которого фарисей неукоснительно придерживался, считая себя человеком, достойным Божиего снисхождения, оказалось недостаточным — Господь призрел на мытаря — человека, несомненно, более грешного, чем фарисей, неблагочестивого; к тому же он работал на чужеземных оккупантов, собирая дань со своего народа, — куда уж хуже! Господь недаром избирает образ мытаря, ведь это притча, а не повествование о реальном факте. Господь избирает этот образ как пример падшего человека. Про такого мы сегодня сказали бы: великий грешник, а может быть, даже преступник. Но во внутренней жизни этого падшего, греховного человека, который стал пред лицем Божиим в храме, произошло нечто, что возвысило его над благочестивыми и добрыми согражданами. От сознания своей греховности в его душе происходит переворот. Он проникается глубочайшим смирением, не будучи в состоянии поднять глаза к небу. Этот внутрен-
390
ний переворот, осознание своей греховности, это стремление к Богу и было тем драгоценным, что отличило в глазах Божиих этого грешного человека от стоявшего рядом с ним «праведного», как фарисей сам себя называл.
Неслучайно подготовительные недели к Великому посту начинаются с этого воскресенья, с чтения этой притчи. Мы должны понять, что является самым главным в нашей духовной жизни. Нам кажется, что важно достичь какой-то определенной высоты, какого-то определенного положения, будь то внешнее положение в обществе, в семье, высокий сан или звание. Многие связывают с успехом интеллектуальное развитие, получение хорошего образования, считая, что вместе с ним приходит и культура, а значит, некий уровень нравственности. Но Богу важно не статическое положение личности, которая удовлетворена своим внутренним состоянием, — Богу нужны динамика, развитие, совершенствование. И если динамика начинается из бездны падения, то тем драгоценнее такое движение человеческой души.
Как все это не похоже на наши человеческие оценки! Как посмотрели бы мы на разбойника, который бы вместе с нами молился, а мы при этом точно знали, что он разбойник, преступник, безнравственный человек? Может быть, не осудили бы его, как осудил фарисей, но близко к нему не подошли бы и руки не протянули. А кто-то, возможно, сказал бы: «Вот, еще и в храм пришел! Храм не для таких». И наверное, внутренне осудили бы человека, как в прошлом мы нередко осуждали малоцерковных людей, в том числе и представителей власти, которые приходили в храм, не зная толком, как себя вести: неумело крестились, не знали, как правильно ставить свечку, — все это подмечал зоркий взгляд и тут же осуждали, выносили свой строгий суд!
Никто не знает, никому и не дано знать, что происходит в глубине человеческой души. Поэтому первая заповедь, которой мы научаемся из сегодняшнего чтения, это заповедь: «не осуждай, не суди других, думай о том, что происходит внутри тебя». А вторая заповедь: «двигайся к Богу, не стой на месте, подвергай свою жизнь тщательному внутреннему анализу, самосуду, раскаивайся в своих грехах, иди навстречу Богу. И пусть никакое, даже самое страшное падение не губит в душе твоей надежды на милосердие Божие».
391
Сегодняшнее воскресенье — первое после праздника Богоявления — называется также Неделей по Богоявлении. В связи с этим днем также полагаются соответствующие чтения, в том числе из Послания апостола Павла к Ефесянам. В четвертой главе, отрывок из которой был сегодня прочитан, мы находим замечательные слова: «И одних Он (то есть Господь) поставил... Апостолами, других пророками, иных Евангелистами (то есть благовестниками), иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, чтобы все пришли к познанию истины, в меру... возраста Христова (Еф. 4, 11-13). Эти слова апостола потрясают своей глубиной и значимостью. И как замечательно, что сегодня мы слушали их вместе с вами, ведь в храме присутствуют те, кто собрался в Москве для участия в Рождественских чтениях; те, кто принимает на себя особую ответственность перед Богом, перед народом, перед Церковью, перед страной за это совершение святых, за служение ради созидания Тела Христова. И среди вас, как и во времена апостолов, многие — учителя, а многие — и благовестники.
Так, может быть, неслучайно совпали эти два чтения: апостольское — о благовестниках, учителях, пресвитерах, апостолах и пророках, что должны созидать Церковь Божию, Тело Христово, — и евангельская притча о мытаре и фарисее?
Вряд ли результатом наших общих трудов станет немедленное достижение всеми, к кому обращено наше слово, высот святости. Не все проникнутся нравственными ценностями Православия, не все овладеют отечественной культурой. Но задача наша заключается в том, чтобы народ наш пошел не по пути фарисея, а по пути мытаря. И если мы разбудим духовную силу в нашем народе, мы спасем историческую Русь, сохраним народ наш, укрепим Церковь. Но для того чтобы было так, каждый из нас, кто дерзает учить других, должен пройти этим путем самоуничижения, мужественного суда над собой, трезвой оценки своего духовного и нравственного состояния, дабы подобно евангельскому мытарю сказать дивные слова: Боже, милостив буди мне, грешнику. И верим, что слова эти, ставшие делами, способны преобразовать жизнь нашу по закону Божиему! Аминь.
392
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.