13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю по Богоявлении в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 23.01.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ПО БОГОЯВЛЕНИИ В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
23.01.2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, досточтимые братья и сестры!
Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с воскресным днем, с Неделей по Богоявлении; особенно же приветствовать участников Рождественских чтений, ибо этим торжественным богослужением мы начинаем наше собрание, состоящее из архипастырей, пастырей
1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинская Православная Церковь); архиеп. (ныне митр.) Самарский и Сызранский Сергий, архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский (ныне митр. Ташкентский и Узбекистанский) Викентий, архиеп. Верейский Евгений, архиеп. (ныне митр.) Нижегородский и Арзамасский Георгий; еп. Зарайский (ныне митр. Ростовский и Новочеркасский) Меркурий, еп. (ныне митр.) Архангельский и Холмогорский Даниил, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Павлодарский и Усть-Каменогорский (ныне Павлодарский и Экибастузский) Варнава.
386
и большого числа благочестивых чад Церкви нашей из многих и многих епархий и стран.
Сегодня мы слышали слова апостола Павла из Послания к Ефесянам: Каждому... из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф. 4,7). Что это означает? Это означает, что каждый человек получает по воле Божией дар благодати. Подарок, за который не нужно платить деньги, подарок, о котором не нужно просить, — все получают его в таинстве Крещения, — но каждый получает свой дар.
Многие философы и богословы напряженно размышляли о том, как соотносится в жизни человека его собственная свобода с Божиим Промыслом. Наверное, никто и никогда не ответит окончательно на вопрос о том, где заканчивается человеческая свобода и начинается независимое от человека участие Бога в его жизни и в жизни рода человеческого. Сегодняшнее апостольское чтение помогает нам понять, что Бог участвует в жизни людей даром Своей благодати, и от Него зависит, кто какой дар и в какой мере получает. Этот дар не зависит от происхождения человека — от того, родился ли он в знатном семействе или в простом, от его имущественного или социального положения. Дар Божией благодати — это Божественное вдохновение, которое дает человеку силы исполнять Божию волю.
Далее апостол пишет к Ефесянам: И Он (то есть Христос) поставил одних апостолами, других пророками... иных пастырями и учителями, служителями для того, чтобы совершать дело, служить святым, созидать Церковь — Тело Христово (Еф. 4, 11-12). Не всем дан дар епископства, а избранным — тем, кого Бог избирает; и замечательно, что все мы сегодня могли молиться во время рукоположения нового епископа1. Не всем дан дар священства, а тем, кого Бог избирает. Не всем дан дар пророчества, учительства, служения, — но тем, кого Бог избирает. Нельзя сказать, что один дар более угоден Богу, чем другой. Нельзя сказать, что один дар выше, значительнее в очах Божиих, чем другой. Каждый из нас имеет свой дар и свое служение, значительные в очах Божиих. На этом и основывается соборное служение
1 За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи совершили хиротонию архим. Тихона (Доровских) во еп. Южно-Сахалинского и Курильского (ныне митр. Архангельский и Холмогорский).
387
всей Церкви, где епископат, духовенство и миряне, несущие многоразличные служения, вместе предстоят Богу и в молитве, и в мыслях, и в делах.
В последние годы в нашей Церкви стремительно развивается служение мирян. Почти все, что совершается, то, чем мы хвалимся пред Господом, что возносим в качестве жертвы нашей, то, что радует душу, — совершается руками мирян — конечно, при активном участии иерархов и духовенства, но руками мирян, их волей, их усердием, их верой, их благочестием. И потому каждое служение в Церкви, будь то служение катехизатора, педагога, социального работника, того, кто работает с юношеством или занимается миссионерской деятельностью, кто несет христианское свидетельство в гущу народную, кто развивает диалог Церкви и общества, кто несет людям представление о красоте евангельского нравственного идеала, — каждое из многоразличных служений Господу имеет и дар благодати, и Божие благословение. Но и судить всех нас Господь будет по мере дара благодати и по мере той ответственности, которую мы в Церкви несем. Кому больше дано, с того больше и спросится (Лк. 12, 48).
Я хотел бы, приветствуя участников Рождественских чтений, пожелать всем нам очень ясно сознавать, что служение, которое мы несем, — это не наше хобби, это не дело, которое мы совершаем по остаточному принципу, — это важнейшее дело нашей жизни. Потому что именно от него будет зависеть духовное состояние нашего народа, жизнь нашего Отечества.
Мы видим, как общественная дискуссия сегодня все более и более включает в себя размышления о значении духовной, культурной, религиозной жизни людей. Есть знаки того, что проходит бездумное поветрие эпохи постмодерна, когда все смешивалось в одну кучу, когда не различались ценности, когда человек мог утверждать любую нелепицу, — ссылаясь не на Бога, даже не на другие авторитеты, а только на самого себя, представляя дело таким образом, будто сам он и является источником и конечным судьей всего того, что предлагает обществу и миру. Есть понимание того, что вся эта модель является абсолютно несостоятельной, потому что именно через подобное мироощущение в общество приходит хаос, а хаос всегда порождает стремление использовать смятенное состояние умов для достижения собственных целей. И в этих условиях начинают выигрывать те, кто
388
организуется в сообщества, чаще всего преступные, ставящие перед собой совершенно конкретные цели. В этих сообществах нет никакого постмодерна — там все подчинено воле руководителя, там все схвачено мертвой хваткой железной дисциплины. В результате эти сообщества, иногда совсем небольшие, превращают жизнь народа в кошмар.
Для того чтобы никто не мог терзать нас, весь народ должен быть сильным. А сильным он становится тогда, когда объединяется вокруг высокой идеи. И эту идею дает нам вера, — так же, как и наша национальная духовная, культурная традиция, в которой закреплены высочайшие нравственные идеалы, и, наконец, наш язык — средство и способ нашего общения.
Думаю, что в течение Рождественских чтений мы должны о многом подумать — и не только замыкаясь в рамки темы образования, хотя она до сих пор остается, может быть, самой важной для нашей Церкви. Но нужно размышлять и о мире, в котором мы живем, о нашем обществе, — размышлять сквозь призму наших христианских взглядов и убеждений. А самое главное — чтобы в результате этих размышлений мы достигали единства духа в союзе мира (Еф. 4, 3), становились мощной и сплоченной общиной людей, общиной единомышленников, способных реально повлиять на жизнь нашего народа.
Пусть благословение Божие пребывает над Церковью нашей, над всей Святой Русью, исторической Русью, над народом нашим. Верим, что каждый, имея дар Христов, будет способен обратить этот дар во благо и самому себе, достигая спасения, и ближним своим. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.