13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, в Успенском соборе Московского Кремля 22.01.2010
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ,
ЧУДОТВОРЦА, В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
22.01.2010
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского. Его мощи находятся в этом святом соборе у правого клироса. Память о святителе бережно сохраняется не только в Москве, где он служил, но и по всей Руси. Эта память связана прежде всего с обстоятельствами его смерти. Святитель Филипп был умерщвлен по приказу царя Иоанна Грозного. Царю показалось, что митрополит участвует в некоем заговоре против него, что он может возглавить оппозицию и поднять людей на борьбу с ним. Это впечатление усугубилось после того, как святитель Филипп отказался преподать царю свое благословение, укоряя его за многие жертвы, которые тот приносил, укрепляя свою единоличную власть.
История эта хорошо известна: в день Благовещения в этом самом соборе, где мы с вами находимся, к святителю подошел царь и попросил у него благословения. Но митрополит благословения не дал. То было молчаливым, но очень ясным выражением осуждения Церковью всего того неправедного, что совершал царь. Ибо личность Иоанна Грозного была весьма противоречива — наравне с делами греховными он совершал и много полезного для Отечества и Церкви. Но не за добрые дела митрополит отказал в благословении царю, а за злые.
Дальше события развивались стремительно. Царь собирает Собор, и Собор епископов — не царь, а Собор епископов! — осуждает митрополита Филиппа и лишает его сана. С него снимаются архиерейские одежды, заточают в Отроч монастырь в Твери, и он живет там как государственный преступник — под неусыпной стражей.
Но даже в заточении митрополит Филипп, который пользовался огромным авторитетом среди верующего народа и духовенства, представлял, по мнению Грозного, опасность. И тогда царь дает указание Малюте Скуратову убить митрополита, что тот и совершает.
380
Эта страшная история помогает нам очень многое понять, и в первую очередь то, каким должно быть отношение Церкви к внешнему миру, в том числе к власти. Церковь призвана хранить Божию правду и провозглашать ее. Не дело Церкви делить светскую власть, участвовать в политической борьбе; не ее дело направлять гнев народных масс в ту или иную сторону. Дело Церкви — провозглашать Божию правду. Мы почитаем святителя Филиппа именно за то, что он эту правду провозгласил. Если бы святитель позволил вовлечь себя в борьбу бояр против царя, если бы он возглавил некое политическое сопротивление, то сегодня мы не поминали бы его имени. Пример святителя учит тому, что Церковь должна полагать в основу оценок, которые она применяет к внешнему миру: единственным мерилом должна быть правда Божия, и ничто другое. Никакие политические учения, никакие новомодные, преходящие человеческие мудрования, никакие соображения политической целесообразности не должны и не могут подвигать Церковь к тому, чтобы на основе человеческих представлений судить о мире, о человеке, о власти, об окружающем обществе. Церковь вообще не призвана выносить суд. Она предает людей суду Божиему: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7,1). Церковь не судит — Церковь призвана со смирением оценивать все, что происходит в мире, на основе Божией правды.
Сегодняшний день учит нас не только тому, что Церковь должна всегда использовать лишь одно мерило для оценки происходящего, но еще и тому, как должна быть организована церковная жизнь, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах Церковь не разделялась. Ведь если бы созванные на тот нечестивый собор архиереи сказали со смирением царю: «Прав наш митрополит. Мы — вместе с ним» (конечно, никто не гарантировал бы тогда их избавления от насильственной смерти или от заточения), то какая сила была бы явлена в таком единомыслии всего епископата! Но этого не произошло... Мы не знаем даже имен тех, кто приговаривал митрополита к низвержению, но мы помним его святое имя.
Из всей этой истории мы должны вынести твердое убеждение, что только в единстве Церковь способна влиять на окружающий мир, распространяя на него свое нравственное воздействие. Именно поэтому буквально с самого начала христианской истории враг рода человеческого стремился разделить Церковь. Уже в апостольское время
381
появляются ереси, а затем различного рода расколы; практически вся история Церкви — это история борьбы за свое единство. Для чего же нужно это единство? — Для того чтобы свидетельство было ярким, сильным и убедительным, чтобы никто и никогда не мог сказать: «Зачем вы говорите нам о единстве? На себя посмотрите — ведь вы разделены!»
Врагу рода человеческого удалось разделить мировое христианство. Трудно сказать, как развивалась бы история, если бы не произошло разделения христиан на восточных и западных. Наверное, течение истории было бы совершенно иным. Мы надеемся, что в некий момент по молитвам Церкви Господь приклонит милость ко всем, кто призывает Его святое имя, и снова единство Вселенской Церкви будет явлено роду человеческому. А пока мы должны зорко следить за происками врага рода человеческого и стараться сохранять единство своей Поместной Церкви. В этом отношении особая ответственность ложится на епископат Церкви во главе с Патриархом. Может быть, если бы в те времена, когда жил святитель Филипп, архиереи чаще собирались на Соборы, если бы тогда был выработан навык постоянного соборного советования, то и не произошло бы того трагического события. И сегодня, когда Церковь наша существует в условиях свободы, очень важно развивать советование среди архиереев, то есть соборное начало Церкви. Только через единомыслие Церковь становится сильной и способной остановить любые разделения. Только при таком единстве, которое преломляется в соборной мудрости, Церковь способна говорить языком, которым можно убеждать окружающий нас мир.
Мы сегодня молимся святителю Филиппу о нашей Церкви, о стране нашей, о всей исторической Руси, о том, чтобы Господь приклонил милость Свою к народу нашему, чтобы Церковь была всегда способна провозглашать Божию правду, не вовлекаясь в перипетии человеческих конфликтов и человеческой борьбы. Мы молимся также о том, чтобы и окружающий мир оказался способным воспринимать голос Церкви без ожесточения и злобы. Мы молимся и о том, чтобы Церковь наша всегда хранила единство, для того чтобы со смирением и силой нести свое пастырское служение народу. Аминь.
382
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.