13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Неделю по Рождестве Христовом и день памяти 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, в Даниловой ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы 11.01.2009
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НЕДЕЛЮ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
И ДЕНЬ ПАМЯТИ 14 ТЫСЯЧ МЛАДЕНЦЕВ, ОТ ИРОДА
В ВИФЛЕЕМЕ ИЗБИЕННЫХ, В ДАНИЛОВОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ
г. МОСКВЫ
11.01.2009
Сегодняшнее воскресение на языке церковного Устава именуется Неделей по Рождестве Христовом. Сегодня мы вспоминаем 14 тысяч младенцев, убиенных царем Иродом. Все хорошо знают эту евангельскую историю: царь Ирод, узнав от волхвов, что в Вифлееме должен родиться царь Иудейский, хотел, чтобы те по своем возвращении рассказали ему, где находится родившийся царь. Но волхвы по внушению от Бога не вернулись в Иерусалим, а другим путем удалились из Вифлеема. И тогда разгневанный царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, считая, что среди них наверняка будет тот, кого волхвы назвали царем Иудейским (Мф. 2, 3-16).
Эта история об убиении младенцев заставляет задуматься о двух очень важных понятиях. Одно связано с поступком самого Ирода: он боялся за свою власть. Наверное, выше власти и связанных с ней привилегий, материальных ценностей, он ничего в своей жизни не видел. Власть была его единственной ценностью. И потому он был готов
368
защищать ее любым путем, даже самым страшным и жестоким. Мы знаем, что Ирод убил и свою жену, знаем, что позже он убил и пророка, священника Захарию, отца Иоанна Предтечи, знаем, что убил и 70 старейшин иудейских — и всё только ради того, чтобы оградить свою власть. Но вот что удивительно: никто из тех, кого убивал Ирод, на его власть не покушался. О чем это свидетельствует? О том, что Ирод был глупым человеком? Не похоже. Он был правителем страны, его даже называли Великим. Что же заставило его поднять руку на невинных людей? Что заставило его убить тысячи младенцев, чтобы среди них отыскать одного, который гипотетически представлял для него некую опасность? Наверняка Ирод даже толком и не знал, действительно ли правы волхвы и среди младенцев — будущий Иудейский царь. Разве царей избирали среди представителей незнатных, небогатых, простых семей?.. Однако вопреки всякой логике он убивает младенцев.
Страшное злодеяние было совершено Иродом из-за некоей подозрительности, за которой скрывается духовная болезнь. Человек не знает точно, представляет ли кто-то другой для него опасность, но предполагает, что это именно так. Подозрительность не нуждается в каких-либо доказательствах. Если человек подозревает, ему доказательства уже не нужны: он верит, что всё действительно обстоит так, как он думает, и впадает в страшное греховное заблуждение. Человек судит о другом человеке по его делам, но если злых дел нет, а мы впадаем в подозрительность, то принимаем на себя грех — тот самый грех, который толкнул Ирода на убийство. Не каждый из-за подозрительности способен убить другого человека физически, но большинство людей, руководствуясь одним только подозрением, готовы словами «убить», нарушить течение жизни другого человека. Борьба между людьми чаще всего и движима этими самыми подозрениями. Господь запрещает христианам подозревать, судить ближнего: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1), — потому что ни одному человеку не дано прозревать тайну жизни другого.
Даже гражданский суд, которому принадлежит юридическое право судить других людей, и тот часто ошибается. Мы знаем множество примеров, когда в тюрьму попадают невинные люди, потому что даже судье, который знает законы, имеет, как говорят юристы, доказательную базу, часто невозможно прозреть глубину жизни и сокрытую от
369
всех часть человеческого сердца. То же самое и в быту, в общении... Господь категорически запрещает судить других и выносит Свой грозный суд тем, кто судит другого; Каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 2).
Без всяких доказательств Ирод вершит суд над младенцами, а поскольку имеет власть, то немедленно приводит его в исполнение. И христианская эра в первые же дни обагрилась кровью невинных мучеников.
Тема невинно убиенных младенцев важна для понимания того, что происходит с человеком в его жизни. Как соотносится воля Божия с человеческой жизнью? За что погибли невинные дети? Кто-то может подумать: «Какой Бог жестокий! Воплотился, и тут же 14 тысяч погибли!» Как часто мы можем слышать от людей: «Не верю в Бога, потому что, если бы Он был, то — дальше целый перечень причин: не было бы землетрясений, войн, болезней, — вот и я не страдал бы».
Когда я был семинаристом, со мной произошел такой случай. Ехал я в электричке, ко мне подсел господин не очень приятной внешности и безо всякого повода с моей стороны стал расспрашивать меня о моей жизни. В том числе спросил и о том, где я учусь. И хотя времена были очень тяжелые, я не счел возможным скрыть от него, что учусь в семинарии. Он посмотрел на меня большими от удивления глазами и сказал: «Быть не может! Так ты еще и в Бога веришь? А я вот не верю». Тогда я поинтересовался у него, почему. На что он достал из кармана пригоршню монет и сказал: «Вот у меня в руках деньги, и я верю, что они в моих руках». Затем он снова опустил монеты в карман и сказал: «Если сейчас мне в пустые руки с неба монеты посыпятся, вот тогда я точно в Бога поверю». А я ему сказал, что и тогда он в Бога не поверит. Подумает, что с ним совершили какой-то фокус.
В Бога человек таким образом не может поверить. Так же, как веру в Бога не могут поколебать несчастья людей. Мы действительно иногда не понимаем, почему с нами происходят несчастья, почему люди умирают, особенно же — почему умирают дети. Мы мыслим о жизни, исходя из собственного опыта. У нас нет опыта бессмертия — о том, что ждет человека за гробом, знает лишь Бог. Мы живем в данном нам физическом мире, будто в комнате, и не знаем, что там
370
«за стенкой». А за ней — другой мир, и, пока нам дверь не откроют, мы не узнаем, что там. Бог взирает сверху, для Него нет ни стен, ни крыши: Он видит и ту «комнату», где мы сейчас находимся, и то, что за ней. Для Него смерть — это переход из одного пространства в другое. И смерть 14 тысяч младенцев, как и тех детей, которые сейчас погибают в Палестине от взрывов бомб, — это не проявление Его жестокости, ибо Он есть любовь (1 Ин. 4, 8,16), но переход из одного пространства в другое. Это проявление любви к тем детям: неизвестно, что выпало бы им пережить в жизни, сколь многие страдания перенести... Но Господь эти невинные и чистые души сразу принял к Себе, перевел их в то, другое, пространство — чистое, светлое и святое.
Когда человеческая злоба, подозрительность, человеческий суд больно нас ранят, когда мы страдаем от других людей, — я уже не говорю о тех обстоятельствах, когда за веру приходится страдать физически и даже отдавать жизнь, подобно тому как отдавали ее мученики, — что может нас укреплять? Вера в то, что у Бога нет смерти и страданий. Все страдания, что мы переживаем, — временные и быстротекущие. И если мы остаемся верны Господу, то наследуем жизнь вечную. Мы становимся Его детьми и здесь, на земле, и в вечности. Любой человеческий суд, любая подозрительность и всякая злоба не должны омрачать нашей души, потому что ее состояние и есть наш «пропуск» в ту, другую, «комнату». Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28).
Если в результате подозрительности, человеческого суда, клеветы, сплетен мы вдруг ожесточаемся и в мыслях своих начинаем отвечать обижающим нас людям, начинаем с ними спорить, возбуждать свои внутренние силы на борьбу с ними, считайте, что они нас победили: они своей клеветой, и подозрительностью, и иродовым судом разрушили наш внутренний мир, отняли у нас «пропуск» в Царствие Божие, они душу нашу погубили, вызвав в ней ответные плохие, греховные чувства и мысли. Как же здесь не вспомнить замечательные слова Спасителя, которые не все правильно понимают: Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Это не означает, что каждому хулигану нужно подставлять левую щеку или опускать руки, когда он идет на слабого, чтобы обидеть. Это означает только одно: на зло не отвечай злом. Иначе если ты отвечаешь злом,
371
то ты уже побежден этим злом: твой внутренний мир разрушен, ты ослаблен, сокрушён. Но когда ты сохраняешь внутренний покой, спокойный и мирный взгляд на врагов, на иродов, то какая тогда внутренняя сила проявляется, какая победа достигается в этой жизненной позиции!
Сегодняшний день многому нас учит и помогает понять тайну человеческой жизни. Он учит нас тому, что есть бессмертие, и что есть человеческая смерть, и как должно отвечать на злобу, подозрительность, клевету и человеческий суд, сохраняя в чистоте и в надежде на спасение свою бессмертную душу. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.