Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Успенском соборе Московского Кремля 3.01.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО,

В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

3.01.2011

 

Сегодня мы празднуем память святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Этот святитель в личности своей соединил все концы исторической Руси, Святой Руси, которую ныне мы называем Русским миром. В нем соединилось и духовное, возвышенное, чему всегда служила Церковь, и земное, человеческое, потому что личность святителя Петра была исполнена духовной силы и огромной жизненной мудрости, силы духа и способности совершать подвиги. Святитель Петр, находясь на севере Руси по причине нашествия иноплеменников на Киевскую землю, духовно провидел необходимость перенести первопрестольный град Святой Руси из Владимира в никому не известный тогда город Москву. Он был митрополитом Киевским и всея Руси, и принятое им решение заложить этот Успенский собор означало, что святитель избрал именно это место для первопрестольной столицы Святой Руси, движимый Духом Святым, по Промыслу Божиему. И с тех пор началось возвышение града Москвы, который принял на себя великую ответственность за сохранение Святой Руси. Тогда это было политической необходимостью, потому что именно эта часть северной Руси, хотя и находилась под контролем иноземных сил, тем не менее имела больше свободы, чем южная Русь. Именно здесь и началось накопление сил — материальных и духовных, — которые затем явили себя на Куликовом поле великой победой святого князя Димитрия Донского, а позже полным освобождением Руси от татаро-монголов.

В личности святителя Петра, как уже было сказано, соединено и духовное, и земное. Он нес ответственность за землю Русскую с полным пониманием того, что означает для народа нашего хранение православной веры как залога его духовного единства.

В дни памяти святителей, прославленных Богом иерархов Церкви, читается Евангелие от Луки, где повествуется о Нагорной проповеди. В отличие от Евангелия от Матфея, где приводятся все девять

362

 

 

заповедей блаженств (Мф. 5, 3-11), в Евангелии от Луки говорится только о тех заповедях, которые связаны с человеческим самоограничением и скорбью: блаженны нищие духом... блаженны алчущие... блаженны плачущие... блаженны те, которых возненавидят... и отлучат.. и кого будут поносить, и пронесут имя... как бесчестное, за Сына Человеческого (Лк. 6, 20-22). Неслучайно именно это Евангелие читается в дни памяти святых иерархов, потому что служение епископское, служение святительское в первую очередь связано со скорбью, с несением креста, связано со смирением, со слезами, с поношением. Когда служители Церкви сталкиваются с тяжкими обстоятельствами, то по слабости своей нередко негодуют, пытаются сбросить с себя этот крест, сетуют на свою судьбу... Не нужно сетовать. Каждый, кто в руки свои получает архиерейский жезл, должен помнить, что его судьба — это нищета духовная, это духовный голод, это слезы, это необходимость нести поношение только ради служения имени Сына Человеческого. В каком-то смысле это и крестоношение, исполненное скорби.

Святительское служение есть служение всей Церкви. Не было ни одной эпохи, когда бы Церковь благоденствовала, — неизвестна такая эпоха. Во все времена Церковь сталкивалась и сталкивается с такими внешними, а иногда и внутренними обстоятельствами, которые вызывают слезы и духовный голод, которые требуют сил нести поношение. Почему это происходит? Потому что диавол, взойдя на гору высокую, где в сорокадневном посту пребывал Спаситель перед началом Своего служения, показал Ему все царства мира и сказал: «Все эти царства даны мне, поклонись мне, и я Тебе дам над ними власть», на что Христос, отвергнув это искушение властью и силой, ответил, что только одному Богу нужно кланяться (Мф. 4, 8-10). В завершении евангельской истории Господь говорит ученикам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Власть диавола над родом человеческим была разрушена Крестом и Воскресением, и по Своем Воскресении Господь утверждает Свою власть на небе и на земле. Но это не значит, что Его власть очевидна для всех и для каждого, и диавол продолжает борьбу за то, чтобы властвовать над этим миром. И только Церковь, состоящая нередко не из самых сильных и могущественных людей, вступает в невидимую борьбу за мир, за род человеческий. Вот почему и слезы, и голод, и поношение... Религиозное сознание

363

 

 

должно воспринимать это с мудростью, верующий человек должен усматривать в этом тайну жизни, тайну борьбы добра со злом, в которой Церковь стоит на переднем крае. А на кого же обрушиваются стрелы? Кто подвергается смертоносному огню? Тот, кто на переднем крае. Так было и во времена святителя Петра. Разрушенная страна, разоренный Киев — мать городов русских, тысячи и тысячи людей, перемещавшихся из одного места в другое. То ведь была не современная Россия: ни дорог, ни поездов, ни самолетов, — реками, тропами люди бежали от опасности. Огромная земля, которую нужно было объединить и сохранить... Святитель Петр, прозрев сие место — Москву как место первопрестольной столицы, силой Божией сделал для сохранения земли Русской больше, чем мечи и стрелы, принимая в свое святительское сердце все скорби обстоятельств того времени.

Сегодня мы должны учиться у святых иерархов, святителей Божиих, у предшествовавших нам поколений силе духа, силе веры, пониманию того, что есть Церковь и чему она служит. Это особенно важно сегодня, когда вокруг так много соблазнов и искушений, отвращающих ум, разрушающих человеческие чувства и надрывающих человеческую волю. Как важно сегодня, особенно молодому поколению, прозревать таинственную, но реальную миссию Церкви как силы, не дающей врагу рода человеческого взять власть над всем миром. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33), — сказал Спаситель.

В день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, с нами в Успенском соборе совершили Божественную литургию представители Нижегородской епархии во главе с Высокопреосвященным владыкой архиепископом Георгием. Каждый раз по сложившейся уже традиции, когда Патриарх совершает богослужение в этом храме, заложенном святителем Петром, у его цельбоносных мощей вместе с ним совершает Литургию одна из епархий Русской Церкви в лице местного святителя, духовенства и народа. Я радуюсь тому, что первую в 2011 году Литургию в Успенском соборе Московского Кремля мы совершили с посланцами нижегородской земли, которая много послужила спасению всей России в Смутное время. Пусть мое благословение пребывает со всеми вами, мои дорогие: и с духовенством, и с молодежью, с семинаристами, с воспитанниками гимназий, школ, которые представляют здесь землю Нижнего Новгорода.

364

 

 

Да хранит Господь всю историческую Русь — Русь святителя Петра, митрополита Киевского и Московского! Да хранит Господь и современную Россию! Да хранит Господь Церковь Русскую, простирающую свой покров над всеми народами Русского мира! Молитвами святителя и чудотворца Петра да хранит Господь всех нас в вере, в благочестии, в чистоте. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.