Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Неделю святых отец и день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Успенском соборе Московского Кремля 3.01.2010

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ОТЕЦ И ДЕНЬ ПАМЯТИ
СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО,

В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

3.01.2010

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Рождественский пост, который подходит ныне к концу, обращает наше внимание на духовный подвиг людей, живших до Христа Спасителя, ведь большинство праздников, посвященных ветхозаветным пророкам, приходится именно на это время. Богослужения в честь ветхозаветных пророков помогают нам понять смысл и значение того служения, которое они совершали. А два последних воскресенья перед Рождеством Христовым, именуемые на языке церковного Устава Неделей святых праотец и Неделей святых отец, посвящены всем ветхозаветным угодникам Божиим, которые хранили обетование о пришествии в мир Спасителя. Они были верны этому обетованию, несмотря на тяжелейшие с духовной точки зрения обстоятельства тогдашней жизни.

Небольшой иудейский народ окружало море языческих стран и народов, обладавших мощной языческой культурой, которая поражает даже нас — людей XXI века. Величественные храмы в долине Нила, египетские пирамиды словно вобрали в себя всю мощь языческой цивилизации. Развитые ремесла, сельское хозяйство, армия, точные науки, позволявшие строить величественные сооружения, — все это являло собой огромную мощь. И чем по сравнению с ней были по большей части незнатные, малоизвестные люди, жившие в Палестине, которых называли пророками? В чем была их сила в сравнении с этой потрясающей воображение людей силой языческой цивилизации?

358

 

 

Но ошибочность и греховность той цивилизации заключались в том, что в ее основе было поклонение ложным богам. Люди в поисках Бога зашли в духовный тупик и обожествили то, что Богом не является. Ложное поклонение ложным богам сопровождалось опасным, ложным, неправильным, небогоугодным образом жизни. Люди жили по закону инстинкта, и все, что способствовало раскрепощению этого инстинкта, что способствовало наслаждению, и было в центре внимания древних людей, а всё остальное должно было обслуживать эту ложную, языческую жизнь.

Нельзя сказать, что языческое окружение не влияло на тех, кто сохранял веру в единого истинного Бога Творца. Многие в израильском народе под влиянием всей роскоши и мощи окружавшего их мира преклоняли свои колена пред ложными богами и, наверное, руководствовались при этом очень простым принципом: «Мы что, хуже других? Посмотрите, как они хорошо живут, какие у них мощные государства, какая у них армия, как они хорошо питаются, какие у них красивые храмы и жилища!»

Многие искушались, видя силу языческого мира. Но были и те, кто не поддавался искушениям, — их и называли пророками. Они словно шли против течения, оставаясь внутренне свободными и подчиненными только Богу. И Бог в ответ на подвиг мужественного хранения веры даровал этим людям благодать Святого Духа. Святой Дух, как исповедуем мы в Символе веры, говорил через пророков, и потому слова их несли Божественную мудрость и силу, помогали народу хранить истинную веру, а когда народ отступал, то грозное обличение пророков помогало ему вернуться к ней.

Значение Рождества Спасителя состоит в том, что Он дал возможность стяжать дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение всем нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать — ту, которая вдохновляла пророков, — должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола (1 Кор. 3, 16), и этот Дух может и вразумлять нас, и делать сильными.

359

 

 

Искушения древнего мира по-прежнему остаются искушениями рода человеческого. Мы видим, как построенная некогда на христианской основе европейская цивилизация постепенно превращается в цивилизацию языческую, из которой изгоняется поклонение истинному Богу, а на Его место возводится культ человека, культ потребления. Жизнь по закону инстинкта становится ценностью, которую эта цивилизация проповедует. И опять, как в глубокой древности, на стороне этой цивилизации — сила, которая поражает воображение, богатство, которое застилает глаза. И, наверное, многим хочется сказать: «Но ведь там так прекрасно, там такая сила, такое богатство, такие наслаждения! Я что, хуже всех? И я хочу жить так!»

Как трудно было древним пророкам, ветхозаветным праотцам и отцам, противостоять искушениям! Они в одиночестве боролись с окружавшей их языческой реальностью. Но мы сегодня не «один на один» противостоим языческому миру. Мы все вместе — Церковь Божия, в которой живет и действует Святой Дух. Укрепляемые Таинствами, мы просвещаем свой ум, закаляем свою волю, возвышаем свои чувства. У нас есть сила, которой не было даже у пророков, — сила общей веры и молитвы, сила, которая даруется через сопричастность к Таинству Церкви.

Но как часто нам не хватает и этих сил, и мы оказываемся буквально раздавлены, разрушены внешними обстоятельствами языческой жизни. Память о ветхозаветных святых дается нам в преддверии праздника Рождества Христова, чтобы в полной мере оценить все то, что Бог во Христе принес людям; чтобы в полной мере почувствовать и осознать, каким великим Божественным сокровищем мы обладаем. Эти дни даны нам также для того, чтобы укрепить свою веру, осознать суетность и греховность языческого мира и делать все, чтобы наша национальная жизнь всегда питалась от своих христианских истоков, чтобы народ наш черпал из этих источников благодатную силу, действием которой наша культура становится носителем высочайших духовных ценностей.

Апостол учит нас, что наша брань не против крови и плоти (Еф. 6, 12). Да, действительно, христианин призван бороться не с людьми, но с грехом. И да поможет нам Господь, ради нашего спасения родившийся в Вифлееме, одержать победу над всеми теми силами, которые как в древности, так и ныне борются с верой. От нашей

360

 

 

победы, победы рода человеческого над стихиями мира сего зависит существование человечества. Именно поэтому вопрос о вере, о принятии Христа в сердце есть не второстепенный вопрос нашей жизни, но самый фундаментальный, от решения которого зависит не только наш личный облик, но облик всего рода человеческого. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.