13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю перед Рождеством Христовым, святых отец, в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 4.01.2009
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ, СВЯТЫХ ОТЕЦ, В БОЛЬШОМ СОБОРЕ ДОНСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ г. МОСКВЫ
4.01.2009
В сей день совершается память святых отцов — ветхозаветных праведников. Все эти люди определенным образом по плоти своей, жизнью своей содействовали делу, ради которого пришел Господь, — спасению рода человеческого. А что же было в их жизни? Одна ли только плоть и кровь? Только ли передача следующему поколению жизни своего естества? Совсем нет. Апостол Павел в Послании к Евреям, которое читалось за сегодняшним богослужением, говорит, чем эти отцы угодили Богу: не только тем, что по плоти были Его предшественниками, предками, прародителями, но еще и верой своей. Как замечательно говорит апостол Павел: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака (Евр. 11, 17). Мы с вами знаем, что не принес он его в жертву, — но ведь положил на жертвенник и занес нож над своим единственным, единородным сыном! Верою... Исаак благословил Иакова... верою Иаков... благословил двенадцать детей Иосифа, верою Моисей вывел народ свой из Египта и верою перешли они Чермное море; а когда дерзнули пройти через это море египтяне, то погибли (Евр. 11, 20-29). И потом говорит апостол: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11, 32-34). Они прошли через пустыни, через пещеры, через горы, через пропасти земли, весь мир не был достоин их, а они
355
не сподобились быть свидетелями спасения, хотя имели обетование (Евр. 11, 38-39). Почему они не сподобились исполнения обетования? Апостол Павел говорит удивительные слова: Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее (Евр. 11, 40), чтобы и мы спаслись вместе с ними.
Мы, конечно, слабее и Гедеона, и Барака, и Самсона, и Даниила, и Давида, и Самуила, и других ветхозаветных праведников. Мы не побеждаем царства, не заграждаем уста львов. Но мы так же, как и они, по вере своей являемся наследниками Божественного обетования, потому что Господь предусмотрел о нас нечто лучшее. Мы родились после пришествия Христа Спасителя и соединены со Христом верой и крещением своими, а не победой над царствами и не личным подвигом; на нас изливается спасение, которое Он принес и которое совершилось в том числе и при участии Его предков — отцов, память которых мы сегодня благоговейно почитаем.
Если верой спасались праведники Ветхого Завета, то и нам надлежит спастись верой. Нам проще: они не знали Христа, они могли только мечтать о Мессии — Спасителе, могли только представлять себе некий светлый образ, но не знали, откуда и когда Спаситель придет и Кем будет. А мы всё это знаем. Мы знаем, что Он родился в Вифлееме от Пречистой Девы Марии, воспитывался в Назарете, что в тридцать лет Он вышел на проповедь, совершал великие чудеса, открывал людям тайну Царствия Божия, помогая обрести спасение. Мы знаем, как по зависти и злобе человеческой Он был предан на пытки, на распятие, как был умерщвлен, но Божественной силой воскрес из мертвых. Для нас Христос — это уже не столько предмет веры, сколько предмет знания. Нам гораздо проще и легче, чем ветхозаветным праведникам. И спасаться нам легче, потому что Господь через Свои страдания, смерть и Воскресение даровал нам Духа Святого, и благодать Божественная излилась на нас через купель Крещения, через Миропомазание. Через таинство Святой Евхаристии мы приобщаемся Божественной жизни, получаем дар благодати, получаем Божественную энергию, которой и спасаемся.
При этом и нам надо пройти небольшую, но важную часть пути: нам нужно сохранить веру. Казалось бы, открой Евангелие — там всё написано; ведь только безумец может утверждать, что главного действующего Лица Евангелия не существовало — не было Христа!
356
Только безумец может отвергать те величайшие истины, которые Бог открыл нам через Свое Слово. Но посмотрите вокруг: в Москве более 10 миллионов жителей... Разве столько нас должно быть в этом храме? Тысячи должны стоять в этом святом месте у гроба святителя Тихона! Но мы не видим этого, и не потому, что кто-то чем-то занят. Дело не в занятости, а в том, что веры либо нет, либо она такая слабая, что людям даже тяжело утром встать и пойти в храм Божий, — что уж тут говорить о пропастях земных и об укрощении львов! Те ветхозаветные мужи творили великие деяния, еще не зная Христа, еще только предвосхищая Его явление. А мы всё знаем, и всё же силенок не хватает, чтобы жить по-христиански, чтобы не впадать в искушения, не идти на поводу у чужих мыслей, чтобы не подчиняться ложным языческим стандартам жизни, не отдавать свои силы стяжанию только материальных ценностей, забывая о Боге.
Люди, особенно молодое поколение, с легкостью подвергаются влиянию ложных жизненных стандартов и опасных ложных ценностей, которые предлагают телевидение и другие современные средства массовой информации. Людям кажется, что обезбоженная жизнь — та, которая за стенами храма, — она-то и есть нормальная жизнь, а в Церкви происходит что-то странное, непонятное. Но истинная жизнь — именно здесь, именно в этом месте мы соединяемся верой со Христом и продолжаем дело святых отцов, которые заграждали уста львов. Если мы хотим быть сильными, если хотим быть счастливыми вне зависимости от того, богаты мы или бедны, высокое у нас положение в обществе или низкое, здоровы мы или не очень, окружают ли нас близкие и родные или мы одиноки, мы должны верой соединять себя со Спасителем, жить по Его заповедям, осуществлять то, чего не могли сделать ветхозаветные праведники, — быть в общении со Христом, принимая Его спасающую благодать.
Мы с благоговением вспоминаем тех, кто предшествовал Спасителю. Так, на древних иконостасах всегда в особый ряд помещались образы великих ветхозаветных мужей. Мы должны помнить их имена и одновременно благодарить Господа за то, что Он сподобил нас вступить на землю после Его Рождества и иметь великий дар благодати, способной укрепить нашу немощную веру. Этим и живем, и надеемся, что сила Божия преобразует нашу человеческую немощь через нашу веру в благодать, милость и мир от Бога.
357
Я всех вас поздравляю с этим замечательным днем, а также с преддверием Рождества Христова. Пусть благословение Божие пребывает над Отечеством нашим, над Церковью Русской, над первопрестольным градом Москвой и над всеми нами, кто с верой призывает имя Божие. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.