Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Успенском соборе Московского Кремля 3.01.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

3.01.2009

 

Мы празднуем сегодня память святителя Петра, митрополита всея Руси. С его именем связаны особые подвиги по сохранению Святой Руси. Он стал митрополитом в тяжелом XIV веке, когда столица Руси — Киев — была разорена татарами. Приняв древнюю Киевскую кафедру и став митрополитом всея Руси, как и его предшественники, он не мог жить в Киеве — кафедральный Софийский собор был разорен и осквернен, митрополичьи палаты уничтожены, а от всего города осталось всего несколько десятков домов.

Столица Древней Руси не была защищена; постоянные татарские набеги, нападения всевозможных разбойничьих групп губили жизни тех, кто оставался в городе. А потому святитель Петр, сохраняя титул митрополита Киевского и всея Руси, подобно своим предшественникам уезжает на север — в землю Суздальскую — и поселяется в городе Владимире, где избыточествовали храмы, где была сильная княжеская власть, могучее воинство и где можно было не только в мирной обстановке совершать свое служение, но и делать всё для того, чтобы сохранить единство Святой Руси. Святитель Петр не щадил себя: он путешествовал по всем просторам великой Руси: и на севере, и на юге, и на западе, и на востоке ступали его ноги.

Даже в современных условиях мы иногда задумываемся, а стоит ли нам поехать в паломничество в Киев, или в Почаев, или на Волынь, откуда родом был сам святитель Петр, — слишком далеким кажется путь, да и границы воздвигнуты по всей единой Святой Руси: не так просто переезжать из одного места в другое. Но ведь мы пользуемся современным транспортом и средствами связи, мы защищены,

351

 

 

и разбойников на дороге нет. А в то время пересекать огромные пространства было смертельно опасно для жизни, это требовало много сил, здоровья, времени. Но святитель Петр ревностно совершал свое дело, оставаясь митрополитом всея Руси.

Путешествуя по северу Руси, он приезжает сюда — в небольшой тогда город Москву. Местный князь Иван Данилович Калита пришелся святителю Петру по сердцу своей мудростью, тем, что князь бережливо относился к деньгам, к средствам, не тратил их попусту, складывал, накапливал силы, потому что понимал, что эти материальные средства потребуются для освобождения Руси. Он стал отстраивать Москву, и тогда святитель Петр, прозревая пророческим своим взором будущее этого града, принял по тем временам весьма странное решение — он благословил воздвигнуть кафедральный собор в честь Пречистой Богоматери на том самом холме, где ныне красуется Успенский собор Московского Кремля.

Святитель Петр часто бывал в Москве; можно сказать, что кафедра Первосвятителя Киевского перешла в Москву. И именно из этого града осуществлялось собирание разрозненной, оскверненной, разрушенной врагами Святой Руси и ее сохранение. Святитель Петр дал завет всем своим преемникам — и митрополитам, и Святейшим Патриархам, — завет не словами, но жизнью своей: более всего хранить единство Святой Руси, которая скрепляется единством Русской Православной Церкви.

Мы знаем, что и наш дорогой покойный Святейший Патриарх Алексий II силы свои полагал на то, чтобы сохранять это единство. И когда минувшим летом врачи отговаривали его от поездки в Киев для участия в торжествах, посвященных 1020-летию Крещения Руси, он, невзирая на болезнь и опасность, поехал и благословил собравшийся там народ, который едиными устами и единым сердцем, наперекор всем тем, кто не оставляет мысли разрушить единство Святой Руси, громогласно возглашал: «Алексий — наш Патриарх!»...

Жертвенное служение единству Церкви требовало от святителя Петра полной самоотдачи. Для того чтобы служить, нужно отдавать делу всего себя, и пример такого служения дал нам Сам Господь. Он отдал Себя без остатка тому делу, во имя которого воплотился, Он Себя по-человечески истощил — истощил все Свои силы и отдал Свою жизнь во имя служения людям, во имя их спасения.

352

 

 

Служение Спасителя, служение святых угодников Божиих, таких как Первосвятитель земли нашей Петр, митрополит Киевский и всея Руси, основавший сей святой храм Успения, дают нам примеры такого истощения.

Если внимательно посмотреть на то, что происходит сегодня вокруг нас, — не только в России, но и в любой другой стране, — и спросить любого человека, остановив его на улице, если пред лицем Божиим самих себя спросить по совести: является ли такое истощение, такая самоотдача нашей с вами ценностью и отдаем ли в жизни мы себя другим, то каков будет ответ? Те, кого мы остановим на улице, даже не поймут нашего вопроса, потому что вся современная так называемая «культура» учит людей другому: она учит не отдавать, а брать, и брать как можно больше, она учит всё делать только для себя. Вот главное измерение и направление человеческой цивилизации. Отдача себя, жертвенность отнюдь не является ценностью для большинства наших современников. Люди, в сердцах которых продолжает жить эта великая, святая Божия заповедь, словно идут против общего течения; а течение это очень сильное. Телевидение, реклама, иллюстрированные журналы навязывают людям совершенно иной образ жизни, они призывают к совершенно другому. Но, памятуя о том, что Сам Господь пришел отдать Себя людям, мы должны понимать и прозревать, что тайна человеческого счастья заключается именно в том, чтобы отдавать всего себя служению ближним.

Спасение — это и есть счастье. Мы редко употребляем это простое человеческое слово, но ведь когда на душе мир, радость и покой, когда есть надежда, когда уныние отступает, когда самые тяжелые обстоятельства жизни преодолеваются с радостью и спокойствием — разве это не счастье? И Господь показывает нам путь к этому счастью, путь к спасению: отдавай себя другому.

Задумаемся о том, что такое «хороший человек» и что такое «человек плохой»... Приведу вам пример: входите вы в кабинет начальника, и он предлагает вам сесть, внимательно выслушивает, а потом либо успокаивает вас, либо помогает, — вы не знаете, что это за человек, вы не знаете его жизни, не знаете, хороший он или плохой на самом деле, но, выйдя из кабинета, вы скажете: «Какой хороший человек!» А почему хороший? Потому, что он часть своего времени и своих сил отдал вам.

353

 

 

Или наоборот: пришли в кабинет к начальнику, а он говорит: «Простите, у меня нет времени, я очень важным делом занимаюсь»... Может быть, он действительно занят важным делом, но, выйдя от этого человека, вы никогда не скажете: «Ах, какой хороший! Он ведь важным делом занимается, поэтому меня и не принял». Вы скажете: «Это плохой человек!»

Мы воспринимаем своих ближних настолько, насколько они отдают себя нам: хороший муж — это тот, кто отдает себя жене. Хорошая жена — та, которая отдает себя мужу. Хорошие родители — это те, кто отдает себя детям. Ну а хорошие дети — те, кто не забывает, особенно в старости, родителей и отдает им часть своей жизни: материальные средства, время, заботу. Тайна человеческого общения проста: если мы отдаем себя другим, то этим скрепляются человеческие отношения.

Святитель Петр не щадил себя, он отдавал себя другим. Его правление основывалось не на жесткой власти, не на силе оружия, а на открытости и доброте его сердца. И вокруг него сохранялась Святая Русь, хотя многие силы уже тогда были направлены на то, чтобы разорвать пространство единой Руси и отделить запад страны от востока и севера. Любовью святитель Петр сохранял единство Русской Церкви.

По его пути шел и новопреставленный Святейший Патриарх Алексий. То, что имеет значение для великих людей, еще большее значение имеет для всех нас. Если по примеру Спасителя, святых угодников Божиих мы будем отдавать себя другим, не будем щадить себя, думая о том, что самоотдача подорвет наше здоровье, ослабит силы, уменьшит благосостояние; если мы будем разделять с другими то, что имеем, — и время, и заботу, и материальные средства, — то получим сторицей. Ибо, отдавая себя другим, мы отдаем себя Богу. И как дар Божий получаем мир в сердце, радость, окружение любящих людей и настоящих друзей.

Человек, отдающий себя другим, никогда не останется в одиночестве. Одиночество — это крест, который достается человеку, не всегда отдававшему себя людям. И этот крест нужно нести без ропота и благодарить Господа, что через это крестоношение уже при жизни восполняются пред лицем Божиим наши недостатки.

Да поможет всем нам Господь овладеть этой тайной жизни, которая, собственно говоря, и тайной не является, ибо красота и спа-

354

 

 

сительная сила этого образа жизни открыты нам Самим Господом и явлены в жизни многих угодников Божиих, одним из которых был святитель Петр, хранитель и собиратель Святой Руси. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.