13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади г. Москвы 4.11.2011
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ В КАЗАНСКОМ СОБОРЕ
НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ г. МОСКВЫ
4.11.2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим для Отечества нашего праздником Казанской иконы Божией Матери, установленным в честь победы над грозным врагом, — победы, которая положила начало освобождению Руси, победы, которая ознаменовала спасение нашего Отечества.
Сегодня — день победы, и только из-за сложнейших гражданских конфликтов XX века в сознании нашего народа этот день еще не укоренился под дивным названием «победа». Если сравнивать то, что произошло в далеком XVII веке, с произошедшим в веке XX, то при внимательном рассмотрении и самих событий, и значения одержанных побед, можно с уверенностью сказать, что это события одного порядка и одно не менее важно, чем другое. Достаточно вспомнить, что в отличие от Великой Отечественной войны, когда враг не сумел войти в столицу, в смутном XVII веке враг вступил в Москву и воссел в Кремле. И трагедия всего народа была не только в том, что враг, оказавшись сильнее в военном отношении, сумел оккупировать столицу, но и в том, что значительная часть русского общества восприняла это как некое благо и была готова присягнуть врагу.
То была война, сопровождавшаяся глубочайшим внутренним разделением всего народа, и недаром она спровоцировала и гражданские конфликты, и разгул преступности. Как говорят исторические документы того времени, все дороги земли Русской были залиты кровью — и не только кровью борьбы с иноземными захватчиками, но и кровью междоусобных столкновений и разбойничьих грабежей. Страна погрузилась в хаос, сопровождавшийся историческим беспамятством и потерей национального самосознания. Но народ наш сумел орга-
1 Архиеп. Истринский Арсений; еп. Сиэтлийский Феодосий, еп. Солнечногорский Сергий.
332
низоваться без всякого участия какой-либо гражданской власти, движимый исключительно внутренним стремлением освободить столицу и сохранить веру, а вместе с ней и державу Российскую. Стремление народа, ясно сформулированное гражданином Мининым и нашедшее великий отклик в сердцах людей, доблестный воинский труд князя Пожарского и огромное число жертв, положенных на алтарь победы народом нашим под водительством Казанской иконы Божией Матери, и привели к освобождению.
Многие, вспоминая те давние события, говорят об освобождении Москвы как о Божием чуде. Несомненно, это было Божие чудо. Но Бог не дарует чуда, если люди не взывают к Нему о помощи, если они сами не желают участвовать в совершении этого чуда. Наши сограждане, освободившие Москву в XVII веке, горячо желали победы, они жизнь свою отдавали за эту победу, они горячо молились Господу и Царице Небесной об избавлении земли нашей. И в ответ на их труды, доблесть и подвиг, в ответ на их горячую молитву, на всенародное покаяние, на трехдневное стояние пред иконой Царицы Небесной Господь приклонил Свою милость, и воинство наше, более слабое, победило мощного и сильного завоевателя, и спасена была Россия.
Верим, что Божие чудо присутствовало и в победе в Великой Отечественной войне, ибо по всем человеческим меркам враг был настолько сильнее, что невозможно было представить, как и какими силами можно защитить Москву и все Отечество. На алтарь той победы были положены миллионы человеческих жизней, и мы верим, что по молитвам нашей Церкви-мученицы, по молитвам мучеников и исповедников земли нашей, в ответ на величайший подвиг народа и в XX веке Отечеству нашему была дарована судьбоносная победа.
Насколько же важно всем нам понять сегодня смысл и того, что произошло в начале XVII века в этот день, ставший праздником Казанской иконы Божией Матери, и того, что произошло в 1945 году в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия, когда победой наших войск завершилась Великая Отечественная война! Нужно помнить, что и та, и другая победы были бы немыслимы без Божией помощи. И если сегодня мы хотим одерживать победы в труде, в устроении нашей национальной жизни, в развитии всех ее сторон, мы должны помнить уроки прошлого и понимать, что победа дается только тогда, когда мы труд сочетаем с молитвой и верой.
333
Как, наверное, в XVII веке были многие, кто не хотел молиться за победу, так и сегодня есть и в Отечестве нашем, и вне его те, кто не хотел бы, чтобы Русская Церковь молилась за победу Руси, за ту победу, которая дарует людям мир, покой, благоденствие, счастье. Но мы будем молиться! Молитва Церкви — это молитва народа, когда он отождествляет себя с Церковью, когда он поддерживает своими трудами и своей молитвой тот духовный подвиг, что всегда совершается в Церкви Божией во благо и спасение народа.
Празднуя великий день победы нашего народа, празднуя судьбоносный переворот в нашей истории, мы благодарим Господа и Царицу Небесную пред Ее чудотворным образом и верим, что, пока сохраняется Православие на Руси, пока абсолютное большинство людей связывает себя с Православной Церковью, у нас есть духовная сила, которую мы можем обращать, сопрягая с трудами нашими, в великую победу над всеми жизненными обстоятельствами, мешающими Отечеству нашему стать мирным, благополучным, процветающим и духовно, и материально.
Пусть же Покров Пречистой Царицы Небесной — и мы просим Ее сегодня об этом со слезами перед Ее Казанским образом — простирается над Отечеством нашим Российским, над всей святой исторической Русью, дабы в ответ на молитвы и труды людей Господь по предстательству Матери Своей, Пречистой Девы Марии, приклонил ко всем нам Свою милость! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.