Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день принесения чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» в Курскую Коренную пустынь 24.09.2009

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПРИНЕСЕНИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»

В КУРСКУЮ КОРЕННУЮ ПУСТЫНЬ

24.09.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великое и радостное событие для нашей земли и всего русского народа. В Курскую Коренную пустынь вернулась чудотворная икона Божией Матери «Знамение», которая в годы лихолетья покинула Отечество наше и была Путеводительницей для всего Рус-

1 Архиеп. (ныне митр.) Курский и Рыльский.

316

 

 

ского зарубежья. До 2 октября благочестивый народ будет со слезами молиться перед этим образом в месте его первоначального явления. А затем святая икона вновь вернется в Русское зарубежье, чтобы быть духовной опорой для всех православных людей, которые ввиду разных обстоятельств живут вдали от Родины, чтобы перед этим святым образом возносились молитвы о стране нашей, о Церкви и о народе.

Когда я сегодня вошел в обитель и взглянул на возрожденную красоту в сиянии солнечного света, когда чудотворную Курскую икону «Знамение» вносили под своды этого храма, меня неожиданно поразила мысль: «А что все это означает? Зачем нужно было разрушать сей храм, уничтожать обитель, изгонять святой образ, когда все вернулось на круги своя, и обитель снова сияет своей первозданной красотой, и образ чудотворный здесь? Что же произошло в жизни нашего народа и что совершилось за то время, когда обитель была разрушена, а затем вновь воссоздана?» Это тайна Божиего Промысла, тайна воли Божией, и мы можем только отчасти прозревать смысл этой тайны.

Что еще удивило меня сегодня, так это рядовое апостольское чтение, которое выпало на этот день. Вот какие поразительные слова мы находим в Послании апостола Павла к Ефесянам, в стихах первой главы: Бог открыл нам тайну Своей воли... во Христе об устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1, 9-10).

Казалось бы, случайное совпадение: освящение Рождественского храма Коренной пустыни, торжество воссоздания этой национальной святыни, принесение великой чудотворной иконы в место ее явления и прославления... Однако все это перекликается с великими словами апостола о том, что во Христе открывается нам тайна Его воли об устроении полноты времен, когда все небесное и земное будет соединено под главою Христом. Конечно, апостол имел в виду полноту бытия в Царствии Божием, но он говорит также и о человеческой истории, и слова его должны научить наш народ, прошедший через великий грех богоотступничества, тайне воли Божией об устроении полноты времен. Это тайна заключается в том, что полнота времен и полнота человеческой жизни наступят тогда, когда Божественное соединится с человеческим, а Небесное — с земным.

317

 

 

Мы знаем, что в какой-то момент нашей истории народ пожелал отделить Небесное от земного и, отвернувшись от Небесного, посрамить и поругать свои святыни, сбросить с золотых куполов кресты, разрушить храмы и попытаться вычеркнуть слово Божие из своей жизни, думая, что тогда он будет свободным, счастливым, раскрепостит свои силы и, опираясь на свой собственный разум и человеческую силу, построит эту полноту времен без Небесного, опираясь только на земное. Мы знаем и то, что ничего из этого не получилось. Наверное, Господь попустил разрушение святых храмов, поругание святынь, пролитие крови мучеников и страдания народные для того, чтобы открылась нашему народу, а может быть, через его многострадальную историю и всему миру Божественная логика бытия, тайна воли Божией об устроении полноты времен.

Для нас пройденный исторический путь не был напрасным. Мы могли искупить свою вину пред Богом, свой грех богоотступничества и страданием, и кровью, и несчастьями, и потрясениями. У нас была возможность о многом подумать и многое переосмыслить; и в какой-то момент Господь, и только Он, ибо никакая человеческая сила в том не участвовала, в день Своего преславного Преображения сменил гнев на милость1 и прекратилось более чем семидесятилетнее безбожное пленение. И хотя последующие годы несли в себе много зла, в них было, может быть, самое главное — стремление людей к возрождению своей веры. Мы не называем эти трудные годы смутным временем потому, что смута на Руси всегда сопровождалась разрушением святынь. А это нелегкое время со своим беспамятством, со своим умопомрачением тем не менее было проникнуто тем, что является главным в новейшей истории нашего Отечества, — постепенным возвращением людей к Богу.

Результатом этого возвращения стало воссоздание Божиих храмов, возрождение святынь, соединение Небесного и земного — пока еще не в полной мере, так как еще очень часто Небесное заслоняется нашим греховным земным, но тем не менее народ разворачивается к тем святыням, которые были им некогда попраны, а ныне трудом и молитвой православных людей воссоздаются. При этом воссоздаются они не от богатства, не от избытка средств, а во времена кризиса

1 См. примеч. на с. 100.

318

 

 

и экономических потрясений. И ничто не может остановить волю нашего народа к возрождению святынь, ибо через это воскрешается его духовная жизнь и Небесное соединяется с земным под главою Христом.

И еще один очень важный урок извлекли мы из истории страшных разрушений и чудесных воссозданий. В этой трагической истории наш народ должен получить такую прививку веры, которую никакие соблазны, никакие даже самые страшные силы не смогли бы преодолеть. Бог простил нам наше отступление от Него, и сегодня мы это воочию видим. Царица Небесная, в Своей чудотворной иконе «Знамение» вновь посетившая наши пределы, еще раз свидетельствует о том, что начинается время созидания народной жизни в соединении Небесного и земного.

Будем помнить обо всем: о страшной трагедии, постигшей народ наш, о национальном богоотступничестве и беспамятстве, о страданиях и муках, о возрождении страны чудом и силой Божиими. Пропустим через наше сознание, через нашу волю, через наши чувства этот исторический опыт, чтобы никогда и ни при каких условиях не повторить прошлого, но со смирением и в покорности воле Божией, что открывается нам в Сыне Его, идти по тому историческому пути, который Бог определяет Святой Руси, храня веру в сердце и устрояя земную жизнь, соединяя Небесное и земное под главою Христом.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Иларион1, епископат Русской Зарубежной Церкви, являющийся ныне неотъемлемой частью единой Русской Православной Церкви, за то, что сегодня мы имеем радость молиться перед чудотворным образом «Знамение» в этой возрожденной обители. Правильно сказал владыка Герман2: есть что-то глубоко символическое в том, что именно образ «Знамение» находится сегодня здесь с нами. Знамение — это знак чуда, свидетельства о Божественной силе. Вот что означает «знамение» в церковном лексиконе, и мы воспринимаем пребывание иконы «Знамение» сегодня в этой возрожденной святой обители как явление чуда и Божией силы. В память

1 Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский.

2 Архиеп. (ныне митр.) Курский и Рыльский.

319

 

 

о нашей совместной молитве я хотел бы преподнести Вам в дар святую панагию с благодарностью за Ваши труды и признательностью за принесение святой иконы Пресвятой Богородицы в Курскую Коренную обитель.

Я хотел бы также сердечно поблагодарить владыку Германа за труды, которые он несет на благословенной Курской земле, устрояя жизнь Церкви на возрожденных и обновленных началах, на которых основывалась религиозная жизнь нашего народа. В знак признательности и в память о сегодняшнем богослужении я хотел бы передать Вам икону Божией Матери — святую панагию: вспоминайте особо сей день, который выпал на время Вашего архипастырского окормления Курской земли.

Воссоздание святынь — это дело всего народа. Каждый принимает в нем участие: и Патриарх, и иерархи, и духовенство, но более всего сам наш верующий народ. Это его средствами, его волеизъявлением создаются сегодня храмы и монастыри и возрождаются святыни.

Особую благодарность я хотел бы выразить Попечительскому совету по воссозданию Курской Коренной пустыни во главе с полномочным представителем Президента в Центральном федеральном округе Георгием Сергеевичем Полтавченко. Я хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас, Георгий Сергеевич, за Ваши огромные труды, которые Вы совершили и совершаете не по должности, не по принуждению, а по благому и свободному волеизъявлению как верный сын Русской Православной Церкви. За особый вклад в воссоздание Курской Коренной пустыни и оказание помощи в возрождении православных святынь Георгий Сергеевич Полтавченко будет награжден одним из высших орденов Русской Православной Церкви. Но по церковному порядку это награждение не может быть совершено ранее определенного срока, а предыдущая награда была вручена Георгию Сергеевичу совсем недавно. Провозглашая свои желание и волю наградить Вас этим высоким орденом, я в знак благодарности от своего лица, от лица владыки Германа, братии сей обители и всех, кто с большой признательностью воспринимает Ваше участие в возрождении церковной жизни, вручаю Вам образ Христа Спасителя с памятной Патриаршей надписью. Аксиос!

В память о сегодняшнем нашем молитвенном общении, в память о великом событии, о возрождении Курской Коренной пустыни

320

 

 

я хотел бы преподнести храму в честь Рождества Пресвятой Богородицы образ Спасителя — также с памятной Патриаршей надписью. Молясь перед этим образом, вспоминайте сей светлый день. Мы с вами были участниками великого торжества Православия — свидетельства Божией победы над злом сего мира. Молитесь перед этим образом о стране нашей, о Церкви, о Патриархе, ибо ваше соучастие в служении Патриарха — это в первую очередь ваша искренняя и сердечная молитва о нем. Пусть икона Спасителя будет великим напоминанием о сегодняшнем историческом событии в жизни нашей Церкви и Курской земли.

Каждому из вас, мои дорогие, я хотел бы сегодня передать изображения иконы Божией Матери «Знамение» со своим благословением. Я не имею возможности каждого из вас благословить и на каждого из вас возложить свою руку, но это горячее желание моего сердца. Поэтому передаю вам свое благословение в виде этих иконочек. Принесите их в свои дома и храните как благоговейное воспоминание о сем святом дне. Я попрошу братию святой обители сразу же после службы, не откладывая, раздать всем участникам сегодняшнего торжества святые образы с моим благословением.

Особое слово благодарности я хотел бы также высказать в адрес губернатора Курской земли Александра Николаевича Михайлова, который много сил положил на возрождение этой обители, а также многих святынь Курской земли. Считаю справедливым наградить Александра Николаевича Михайлова орденом Русской Православной Церкви — Святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Аксиос!

Духовное возрождение Курской земли и Курской епархии началось усилиями владыки митрополита Ювеналия1. Он первым в далеком 1989 году поставил вопрос о необходимости возвращения Церкви Курской Коренной пустыни и много сил положил на то, чтобы приблизить сегодняшний день. Во внимание к многолетнему архипастырскому служению Святой Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения схимитрополит Ювеналий награждается орденом Русской Православной Церкви — Преподобного Серафима Саровского I степени.

1 Схимитр. Ювеналий (Тарасов) († 2013).

321

 

 

Еще раз хотел бы всех вас, мои дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравить с великим днем. Мои сугубые поздравления — братии святой обители. Призываю вас, дорогие отцы и братья, достойно совершать свой иноческий подвиг в этих святых стенах, памятуя о великой истории обители, о той великой святыне, которая была здесь обретена, о духовном подвиге нашего народа, дабы быть достойными нести свет Христовой истины тем, кто будет прибывать в эти святые стены для обретения духовной помощи и поддержки. Пусть благословение Божие будет со всеми нами, со страной нашей, Церковью и народом. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.