Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери в храме во имя святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее г. Москвы 8.09.2009

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ХРАМЕ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ
НИКОЛАЯ В ТОЛМАЧАХ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ г. МОСКВЫ
8.09.2009

 

Хотел бы всех поблагодарить за сегодняшнюю службу, за молитву. Перед этим чудотворным образом совершенно особо изливается из сердца человеческого молитва. Не только потому, что сам образ прекрасен, но и потому, что он словно доносит до нас живое дыхание Богородицы. Этот образ есть выражение той чистоты, той мудрости, того смирения, той кротости, той огромной духовной силы, того любящего материнского сердца, которыми обладала Пресвятая Богородица.

В этом заключена сила церковной иконографии. Икона помогает нам, взирая на вещественный образ, умом возноситься к первообразу, потому что физическая человеческая природа ограничена — нам не дано прозревать тайны Божиего Царства. Нам не дано знать более того, что Бог благоволил знать человеку. Наш опыт замкнут реальностью физического пространства. Православная икона — это словно окно в вечность. Православная икона соединяет нас с Божественным миром. Взирая на чудные лики, мы имеем возможность проецировать на самих себя духовный, Божественный мир. Особенно это касается чудотворных икон, о которых говорят, что они намолены.

Намоленность иконы есть отображение молитвенного и жизненного подвигов людей. У чудотворного образа мы соприкасаемся не только с Божией благодатью, не только с той силой, которую источают изображенные на иконе святые, но и с духовным опытом молитвы и подвигов многих и многих поколений людей. Когда подходишь к этому дивному образу Пресвятой Богородицы и представляешь себе, как в далеком XII веке он прибыл в Киев, а из Киева стараниями князя Андрея Боголюбского — во Владимир, где и получил свое наименование, а затем, при Василии Димитриевиче, в годину страшных испытаний и смертельной опасности для Руси прибыл сюда, в Москву; когда думаешь о том, какое огромное количество людей

309

 

 

проливали перед этим образом слезы, возносили к Царице Небесной свою молитву, то понимаешь, в чем сила этого образа.

Все, что присутствует в Церкви, вся церковная традиция, всё церковное предание — это и есть, помимо многого другого, отображение духовного опыта и духовной силы предшествующих поколений. А иначе и быть не может, потому что Церковь — это не только Церковь ныне живущих на земле, но и Церковь давно или недавно усопших. Мы все образуем единую молящуюся общину на Небе и на земле. Вот почему особенно сильна молитва Церкви! Вот почему врата ада никогда не одолеют ее (Мф. 16,18)! И хотя порой в каких-то странах Церковь пытаются уничтожить, она по своей природе не может быть уничтожена, ибо объемлет земное и Небесное. Мы все с вами имеем большую радость и счастье принадлежать к Церкви, к этой бессмертной общине веры, прославляющей Триединого Бога. Мы имеем радость молиться перед святыми иконами и через свои молитву и веру, взирая на первообразы, привлекать их силу в свою повседневную жизнь.

Вот и сегодня, как и в минувшие годины исторических испытаний, мы молимся пред образом Царицы Небесной, пред Ее Владимирской иконой о стране нашей, о Церкви нашей, о том, чтобы Господь приклонил Свою милость, помог народу нашему укрепиться в вере, отмести остатки язычества, остатки идолопоклонства, остатки того умопомрачения, что поработило жизнь нашего народа в прошлом столетии. Сегодня у нас есть надежда, что Царица Небесная в ответ на молитвы предшествующих поколений, в ответ на молитву Церкви, торжествующей на Небесах, равно как и в ответ на наши смиренные молитвы, приклонит милость Свою к Отечеству нашему, к Церкви нашей и к каждому, кто с верой и надеждой обращается к Ее святому имени и поклоняется Ее чудотворным и иным образам, дарованным нам в подкрепление нашей веры.

Я хотел бы сердечно приветствовать владыку митрополита Николая1, который прибыл к нам из Грузии. В память о Вашем сегодняшнем посещении, а также как выражение нашей непоколебимой совместной жизни во Христе, в Единой Святой Соборной и Апостоль-

1 Митр. Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Грузинская Православная Церковь).

310

 

 

ской Церкви, я хотел бы передать Грузинской Церкви точную копию чудотворного Владимирского образа Божией Матери. И грузины, и русские, и другие национальности, которые принадлежат духовному пространству Православия, объединяются едиными духовными и нравственными ценностями, единым Преданием, единой традицией. Как важно, чтобы никакие исторические перипетии, никакие конфликты, даже самые ожесточенные, никакая человеческая злоба не смогли разрушить Церкви Божией, в том числе и единства Русской и Грузинской Церквей.

Вместе с этим образом я хотел бы передать мое братское целование и любовь Его Святейшеству и Блаженству Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II, епископату вашей Церкви, всему верующему и благочестивому народу.

Будем молиться Царице Небесной, Которая является Покровительницей и Грузии, и России, чтобы никогда более не омрачались отношения между нашими двумя православными странами и народами, чтобы Она Покровом Своим покрывала нас, помогая мирно преодолевать противоречия, что достались нам из исторического прошлого, храня единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).


Страница сгенерирована за 0.45 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.