Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 1.09.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ В ЧЕСТЬ ДОНСКОЙ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ В БОЛЬШОМ СОБОРЕ ДОНСКОГО

СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
г. МОСКВЫ
1.09.2010

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Уважаемый Александр Дмитриевич2, уважаемые атаманы, руководители казачьего сообщества, дорогие отцы, братья и сестры!

1 Митр. Екатеринодарский и Кубанский Исидор; архиеп. Ростовский и Новочеркасский (ныне митр. Ярославский и Ростовский) Пантелеймон, архиеп. Красноярский и Енисейский (ныне Орловский и Ливенский) Антоний, архиеп. (ныне митр.) Самарский и Сызранский Сергий, архиеп. Ставропольский и Владикавказский (ныне митр. Челябинский и Златоустовский) Феофан, архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; еп. Зарайский (ныне митр. Ростовский и Новочеркасский) Меркурий, еп. Балтийский Серафим, еп. Троицкий Панкратий, еп. Запорожский и Мелитопольский (ныне Роменский и Бурынский) Иосиф, еп. Павлово-Посадский (ныне митр. Ставропольский и Невинномысский) Кирилл.

2 Беглов А. Д., в то время зам. руководителя Администрации Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества.

305

 

 

Сегодня особый день. Мы вспоминаем события 1591 года, когда по милости Божией через чудо, явленное от Донской иконы Божией Матери, Москва была спасена от последнего опасного нашествия татар из Крыма. Мощное войско, которое подошло к Москве и укрепилось на Воробьевых горах, значительно превосходило силы, выступившие на защиту города.

Здесь, на этом месте, стояло русское воинство, и здесь же был домовый храм, в котором находилась Донская икона Божией Матери. Неслучайно именно эту икону принесли сюда в тот момент, когда грозная опасность нависла над Москвой, потому что в 1380 году на Куликовом поле перед этой иконой, что ныне стоит здесь перед всеми вами, молился святой благоверный князь Димитрий Донской, молилось все наше воинство. Им также противостоял враг, превосходящий по силе. Но какая горячая вера была в сердцах людей, какая мощная внутренняя сила! Они знали, что шли на решающий бой, от которого зависело, будет ли освобождена Русь или еще долгие столетия будет пребывать над ней иноземное владычество. Воины горячо молились перед святым чудотворным Донским образом и победили. Победили мужеством, силой духа, отвагой, победили презрением к смерти. Не было страха перед смертью, не было страха перед увечьями, хотя рукопашные бои оставляли страшные раны на телах людей. Всякое сражение означало физическое столкновение с противником — совсем не так, как в современных войнах, когда люди не видят тех, кого убивают смертоносные орудия. Эта страшная личная схватка с мощным врагом требовала колоссального мужества и помимо физической силы — силы духовной. А уж если враг превосходил численно, если на одного воина приходилось двое противников, то какой же силой надо было обладать, чтобы победить врага! И наше войско победило на Куликовом поле, и благодарные донские казаки преподнесли сей образ, который был их святыней, полководцу — святому благоверному князю Димитрию. Князь принес образ в Москву, и он хранился в Кремлевских храмах до того момента, когда враг снова подступил к столице. Тогда образ был изнесен сюда, на это место, и после того, как крестным ходом обошли Москву и крепко помолились Божией Матери, враг отступил.

Это отступление могущественного войска от стен Москвы по молитвам пред Божией Матерью, Ее Донской иконой, остается непо-

306

 

 

нятным для людей, не способных иметь религиозный взгляд на историю. Мы же знаем, что сила Божия может любые полки разметать. Сила Божия может из камней соделать детей Аврааму (Мф. 3, 9), из духовно умирающих людей — живые источники веры и благочестия, из распадающейся нации, потерявшей ориентиры, веру и ценности, — мощный и сильный народ, объединенный духовными ценностями и крепкой верой.

Сегодня нам не угрожает внешний противник, хотя всякое бывает, и именно поэтому обороноспособность страны всегда должна быть надежной. Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги, — но не те, которые в отдалении стоят, как стояло татарское войско на Воробьевых горах, и не было прямого противостояния между ним и русским лагерем, разбитым на месте, где ныне Донской монастырь. Сегодня мы впускаем врага в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским — и в отношении духовных ценностей, и с точки зрения национальных интересов. Мы с легкостью впускаем врага в свой дом и очень часто проигрываем невидимую битву. Тогда мы начинаем говорить чужими словами, мыслить чужими мыслями, поклоняться чужим идеалам, которые сегодня чаще всего являются идеалами языческими, плотскими, греховными, увлекающими и человека как личность, и человеческое общество на путь погибели.

Нам есть о чем молиться сегодня перед Донской иконой Божией Матери — о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремленности, мужества, духовной силы нашего народа, чтобы, несмотря на все те разделения, которые были проведены в истории по телу единой Святой Руси, мы всегда оставались духовно едиными, сплоченными, солидарными, способными поддерживать друг друга и защищать наши общие духовные интересы.

Как тогда, на Куликовом поле, так и во множестве иных случаев впереди были люди, особым образом посвящавшие себя служению вере и Отечеству, — казаки. Ни одно воинское подразделение не связывало в своем уставе принятие решений с благословением Церкви, как это делало казачество. Именно отсюда произрастали особое мужество, духовная сила, смелость казаков, которые защищали

307

 

 

Отечество на самых опасных рубежах. И если взять смуту XX века, то именно казаки стояли до конца за сохранение Святой Руси. Но Богу было угодно наказать нас, и все мы были наказаны: и Церковь, и казачество, и власть, и интеллигенция, и народ. Однако, искупив свои исторические грехи кровью, мы с упованием взираем сегодня на Донской образ Царицы Небесной и молимся о возрождении и Церкви, и народа, и казачества. Мы молим Царицу Небесную, покрывшую Своим Покровом войско русское на Куликовом поле, защитившую Своим предстательством пред лицем Сына Своего град наш Москву в опасные моменты противостояния могучему противнику в 1591 году, дабы Она и сегодня простирала над нами Свой невидимый Покров.

Я объявляю день Донской иконы Божией Матери, 1 сентября по новому стилю, праздником православного казачества. Я благодарю вас за то, что все вы — атаманы, представители казачьих войск — съехались сегодня, чтобы в этот день, когда впервые отмечается общеказачий праздник, помолиться вместе с Патриархом. Я сердечно благодарю братьев архипастырей, на территории епархий которых расположены казачьи войска и крупные казачьи подразделения, за то, что они также вместе со мной и с руководителями казачества возносили сегодня свои молитвы перед Донской иконой Божией Матери.

Будем стремиться к тому, чтобы основывать жизнь свою на вере православной, возрастая духовно, становясь сильнее, становясь народом, который, впитав в себя весь трагизм исторического опыта и сделав соответствующие выводы, встал на путь духовного и национального возрождения. Да хранит Господь историческую Русь, нашу страну — Российскую Федерацию, Церковь нашу, простирающую свой покров и омофор над всей Русью. Да хранит Господь возрождающееся казачество на просторах исторической Руси! Да хранит Господь народ наш в вере, благочестии и чистоте! Аминь.

308


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.