13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово в день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Новодевичьем монастыре г. Москвы 10.08.2009
СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ
В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«ОДИГИТРИЯ» В НОВОДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ
г. МОСКВЫ
10.08.2009
Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе владыка Ювеналий1, дорогие владыки2, всечестные отцы, матушка игумения3, сестры, дорогие братья и сестры!
1 Митр. Крутицкий и Коломенский.
2 Архиеп. Можайский Григорий, архиеп. Истринский Арсений; еп. (ныне архиеп.) Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, еп. Видновский Тихон, еп. Серпуховской Роман.
3 Игумения Маргарита (Феоктистова), настоятельница Новодевичьего монастыря.
300
Для меня сегодня особенно радостный день, потому что в течение почти 25 лет, будучи правящим архиереем Смоленской епархии, в этот день я вместе с епископатом, множеством духовенства, народа прославлял имя Божие на Смоленской земле. Конечно, ныне я простираюсь мыслью и к Смоленскому собору в городе Смоленске, к тому чудотворному образу, пред которым молилось русское воинство перед битвой на Куликовом поле.
Но сегодня я присутствую здесь, потому что Новодевичий монастырь с его Смоленским собором, с чудными иконами является святыней первопрестольного града нашего. Этот монастырь был построен в честь освобождения города Смоленска от литовцев. На этом самом месте провожали Смоленский образ Пречистой Одигитрии, когда во избежание поругания от литовцев он был на некоторое время принесен в Москву, а потом по слезной просьбе смоленского епископа Мисаила был возвращен в землю Смоленскую. Тогда сюда, на Новодевичье поле, пришли москвичи и со слезами провожали Пречистую. Вот такая глубинная связь между городом Смоленском, где я провел почти 25 лет своей жизни, и этим дивным монастырем, посвященным Смоленской иконе Божией Матери, само основание которого связано с освобождением города Смоленска. И потому сегодня особой была моя молитва о граде нашем, о стране нашей, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах враг не ступал на нашу землю, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не приходилось нам спасать наши святыни. Но, может быть, более всего всем нам нужно молиться о том, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах мы сами не разрушали наших святынь, не разрушали своих храмов и монастырей.
Сегодня мы слышали в храме удивительное апостольское послание: апостол Павел говорит об уничижении Спасителя. Он говорит о том, что Господь принял образ раба, смирил Себя даже до смерти, и смерти крестной, и что в ответ на это уничижение Бог превознес Его и соделал Его имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 7-10).
Это апостольское чтение совпадает в этом году с празднованием Смоленской иконы Божией Матери, и возникают удивительные параллели. Некоторые христиане не почитают Божией Матери, ссылаясь на то, что о Ней очень мало сказано в Священном Писании, и не
301
понимая глубинного смысла того, как Божия Матерь Мария, подобно Своему Сыну, уничижила Себя, — настолько Ее жизнь растворялась в жизни Ее Сына. Она вся соединилась с Сыном, Ее жизнь стала жизнью Сына. Понимая это и говоря о жизни Спасителя, мы должны одновременно преклоняться и перед подвигом Царицы Небесной — подвигом смирения. О Ней Евангелие говорит действительно совсем мало. Особо — когда Она просила Спасителя за бедных людей, праздновавших свадьбу в Кане Галилейской (Ин. 2,1-5), и когда стояла у Креста и Господь усыновил Ей Своего возлюбленного ученика (Ин. 19, 25-27).
Повествуя о рождении Иисуса Христа, Евангелие, конечно, говорит и о Деве Марии, но Она всегда остается как бы на втором плане, всегда уступает место Своему Сыну. И это не особый подход евангелистов к описываемым ими событиям, но отображение истины, реальности, — того, что Дева Мария была смиренной, кротко служащей Своему Божественному Сыну.
Как нам не хватает в жизни этого смирения! Когда мы взираем на образ Спасителя, особенно восседающего на троне, Он представляется нам как Царь, Вседержитель. Нам трудно представить себе все смирение и всю простоту Богочеловека, простого плотника, Который ходил по пыльным дорогам Иудеи и Галилеи, разделяя пищу и с рыбаками, Своими апостолами, и с мытарями, и с грешниками. Он ничем не брезговал, никого не чурался. Он был там среди человеческого страдания, и Его Пречистая Матерь была вместе с Ним. Но насколько же образы Спасителя и Его Матери расходятся с образом современного преуспевающего человека, который так устремлен к успеху, богатству, славе, власти!
Когда в праздник Божией Матери мы склоняемся перед Ее образом, Царица Небесная предстоит нам во славе. И нам трудно представить, насколько Она была проста, насколько смиренна, но ведь именно такой образ Пречистой и есть Ее подлинный образ. И даже сегодня, во славе предстоя Сыну Своему, Она предстоит Ему в смирении. Потому и слышит Она молитвы всех, кто алчет, кто жаждет, страдает, болеет, кто просто нуждается в помощи. Она слышит эти молитвы и возносит их к Престолу Сына Своего.
Вот почему так почитается Царица Небесная! Вот почему так много образов написано в Ее память. Вот почему такое большое количе-
302
ство праздников посвящено Божией Матери — потому что Она, будучи Царицей Неба и земли, Матерью Сына Божия, явила нам пример той жизни, которая должна стать и нашей жизнью. Она открыла нам силу смирения и кротости, Она помогает нам понять смысл человеческой жизни. Она помогает нам усвоить Божественную систему ценностей, только воспринимая которую человек и может обладать полнотой жизни — жизни с избытком (Ин. 10, 10), как говорит апостол Иоанн, — счастьем человеческим.
Будем же просить Царицу Небесную, чтобы Она открыла наши духовные очи для ви́дения подлинных христианских ценностей бытия, чтобы Она помогала нам устраивать жизнь не по законам суетного мира, а по Божественному закону. Будем просить Ее, чтобы в Своих молитвах Она никогда не оставляла нас в наших скромных личных человеческих проблемах и делах и чтобы не оставляла Покровом Своим и всю Русь, Церковь нашу, укрепляя каждого, кто обращается к Ней с верой и надеждой на пути спасения. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.