13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Из слова за Божественной литургией в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого в Вознесенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы 14.01.2009
СЛОВА В ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ
ИЗ СЛОВА ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРАЗДНИК ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ
И ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
В ВОЗНЕСЕНСКОМ СОБОРЕ ПОКРОВСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
г. МОСКВЫ
14.01.2009
Праздник Обрезания связан с совершенно конкретным событием: согласно ветхозаветному закону на восьмой день после рождения младенца мужского пола должно было совершаться обрезание крайней плоти — в воспоминание завета, который Бог учредил с Авраамом. И все верующие в Единого Бога люди совершали обрезание в знак верности тому союзу, который Бог заключил с праведным Авраамом. Человек, совершая этот обряд, как бы подтверждал свою связь с тем заветом, что Бог заключил с Авраамом. Это было видимым знаком. Но разве все люди, совершавшие обрезание, неизменно оставались верными тому закону, который Бог дал Аврааму? — Совсем нет. И о том со всей силой свидетельствует пламенная проповедь Самого Спасителя, обличение Им книжников, фарисеев и лицемеров, которые тщательно следовали всем обычаям, но сердцем отдалились от Бога и практически разрушили завет, заключенный Богом с Авраамом. Значит, обрезание не предохраняло человека не только от совершения злых дел, но даже от формального исполнения им ветхозаветного закона.
Господь Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, конечно, не нуждался в обрезании. Его миссия спасения рода человеческого превышала все, что сделал Авраам и все праведники, которые жили до
3
Него и которые будут жить после рождения Спасителя. И никаким обрезанием невозможно было ни увеличить, ни уменьшить значения этой миссии или повлиять на дело, совершаемое Господом.
Зачем же Господь принял обрезание? Он исполнил этот обычай, чтобы всем нам дать правильное понимание того, что есть религиозный обычай, религиозный обряд.
Все мы — люди, имеющие тело, разум, чувства, зрение, обоняние, осязание, — живем в этом мире, имея физическое тело, и даже потребности своей души очень часто реализуем телесным образом, потому что иначе не можем. Действия тела, движения ума и воли — это то, чем человек себя выражает и в чем проявляет. И свое религиозное чувство, свою религиозную жизнь люди тоже обнаруживают физическим образом. Например, мы все с вами сегодня собрались в храме. Каждый утром встал, добрался до этого святого места на транспорте, вошел, перекрестился, стал молиться. Движения души, движения сердца мы все выражаем физическим образом. И обычай, в том числе и церковный, религиозный обычай, — это форма, посредством которой мы выражаем наше религиозное чувство. Когда мы совершаем те или иные обряды, те или иные священнодействия, то выражаем внутреннее религиозное чувство таким образом, как можем его выразить, будучи людьми, физически связанными с природой, с миром, который Бог создал.
Все то, что Бог передает нам Своим словом, то, что мы воспринимаем сердцем, что выражаем посредством внешнего богопочитания, составляет нечто единое и цельное. Во внешнем богопочитании мы выражаем и сохраняем все те величайшие духовные ценности, которые Господь передал людям, оно помогает нам умом возвращаться к этим ценностям. Церковный обряд имеет огромное значение: с одной стороны, он выражает наше внутреннее состояние, с другой — закрепляет в нашей памяти, в нашем сознании, в нашей внутренней сердечной жизни непреходящие Божественные истины. Поэтому внешние обряды имеют большое духовно-воспитательное значение.
Подобные обряды имеют важное значение и в светском обществе. Одним из них является военный парад, во время которого воины показывают свои силу, дисциплину, выучку. Через внешний обычай они обнаруживают саму суть своего служения. Это выражение воинского долга имеет огромное значение для самих участников
4
парада, оно мобилизует и воспитывает их. Но парад имеет не меньшее значение и для других людей, воспитывая патриотические чувства и внушая гордость за свое Отечество. Если светские внешние обряды имеют такое большое значение и нет ни одного государства, у которого не было бы своей символики, своих обычаев такого рода, то что же говорить о Церкви, которая в течение двух тысяч лет хранит веру, переданную Спасителем, воспитывает религиозные чувства людей?
Но во всем этом есть и некая опасность: в сознании некоторых людей, особенно недостаточно духовно просвещенных — тех, кто редко читает Слово Божие, святоотеческую литературу, назидательные книги, тех, кто не размышляет о своей вере, а просто привык приходить в церковь, — формируется неправильное и опасное отношение к обрядам. Им кажется, что спасает человека только точное исполнение обряда и больше ничего делать не надо. Более того, они могут участвовать в обряде, находясь в церкви, и в то же время отталкивать человека, который стоит рядом, или одергивать его, или делать грубые замечания, — словом, тут же, в храме, обижать ближнего. Упование на то, что внешние действия нас автоматически спасают, является опаснейшим заблуждением и грехом.
Поясню это историей из собственной жизни. В течение десяти лет я был ректором Духовной академии и семинарии в Санкт- Петербурге, тогда Ленинграде. Жил вначале вместе с родителями, потом родители скончались, и я время от времени наведывался в их квартиру, расположенную в обычном доме, где было много жильцов. Когда я приходил туда, меня часто навещала соседка по лестничной площадке. Эта простая, еще не старая женщина, работавшая на фабрике, любила, как она говорила, «побеседовать о Божественном». И вот однажды она пришла, села на кухне, подперла кулаком щеку и говорит мне: «Слушай, ничего я не понимаю, что происходит». Когда же я спросил, что произошло в ее жизни, она ответила: «Ходила я, ходила к святителю Николаю, свечки ставила, а Борьку — брата моего — все равно в тюрьму посадили». И сказала она это не по глупости, а потому, что была полностью уверена в том, что одни только свечки перед иконой могут избавить ее непутевого брата, который действительно совершил преступление, от законного наказания. Но ведь часто мы так и думаем: приду, поставлю
5
свечку — и все в порядке, закажу молебен — и автоматически получу все просимое. Но мы от Бога ничего не можем получить автоматически, Он дает нам Свою благодать, Свою силу по нашей вере и добрым делам, связанным с ней. Именно эта сила и спасает нас, именно эта сила и побеждает в нас грех, ибо никакими человеческими усилиями и внешним исполнением религиозных правил греха не победить. А когда Бог дает нам Свою благодать, мы можем делиться ею с другими: с непутевыми братьями и сестрами, с ближними и дальними. Когда у человека преизбыточествует благодать, тогда он начинает ее расточать вокруг.
Об этом убедительно свидетельствует пример жизни и подвига святой блаженной праведной Матроны Московской, мощи которой пребывают здесь, в обители. Она не была ни митрополитом, ни священником, ни даже монахиней. Она была простой женщиной, слепой, убогой. Ну кто бы из тех, кто уповает на человеческую силу, мог бы всерьез отнестись к ней? Она являла собой полную человеческую слабость: хрупкий сосуд, инвалид, больной человек, но своей верой она привлекла к себе Божественную благодать такой силы, что этой благодати хватило не только ей, но и всем, кто приходил к ней и кто сегодня притекает к ее честным мощам. И люди стоят в очереди не потому, что это обычай, не потому, что так положено, а по велению сердца. И чем длиннее очередь, тем чаще и с большим дерзновением и любовью встают в эту очередь люди, чтобы принести свой малый труд, чтобы приложиться к мощам Матронушки, чтобы получить просимое по своим молитвам.
<...>
В то же время к священнодействиям и церковным обрядам нужно относиться бережно, потому что они пришли к нам из глубины веков, потому что в них фиксируются церковные традиции, в том числе и духовно-нравственные; через эти традиции и обычаи мы выражаем свое религиозное чувство.
<...>
Дай Бог всем нам возрастать в вере и благочестии, с благоговением посещать храм Божий, исполнять церковные обычаи и предписания, зная, что это полезно для души, и одновременно постоянно размышлять о своей вере, читать Слово Божие, назидаться им и в практической своей жизни руководствоваться этой сокровищ-
6
ницей веры, молитвой и добрыми делами привлекая к себе Божественную благодать, которая «немощныя врачует и оскудевающая восполняет»1.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.