Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю о блудном сыне

140

51. Слово в неделю о блудном сыне

В евангельском чтении нынешней недели святая Церковь предлагает для нашего назидания притчу Спасителя о блудном сыне.

Два сына было у отца. Один — спокойный, покорный отцу, хороший работник, с чистой совестью исполняющий свои обязанности. Другой — человек, поддающийся впечатлениям минуты, воспринимающий все страстно, с буйным неугомонным сердцем. Жизнь его манит, и он отдается ей «вовсю»… Простясь с родителями, взяв свою долю наследства, он пошел на страну далече, и там… все прожил в кипучей, веселой жизни. И вот он пасет свиней, голодный, желающий насытиться хотя бы тем, что едят свиньи. Но, бурный во всем, он и тут, в минуты падения, тоскует по правде, во чистоте, сознает свою крайнюю виновность перед отцом в решает идти к нему, надеясь на любящее родительское сердце. И вот он идет в дом отчий а, увидев вышедшего к нему на встречу радостного отца, падает пред ним и молит: Отче, согрешил я пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Приими меня хотя как одного из слуг твоих… И он принят, прощен…

А старший? Возвращаясь с поля и узнав о возвращении брата и о радости отца, с любовью устроившего по этому поводу обильную трапезу, он, недовольный и огорченный, не хотел даже войти в дом, а вышедшему отцу с упреком сказал: вот сколько лет я служу тебе, и никогда не преступал твоих приказаний, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с моими друзьями, а этот

 

 

141

А этот, претерпев страдания и унижения, поняв свой грех пред отцом, если и возвращается, то с мыслью, что отец как отец обязан принять его? Нет, он считает себя недостойным даже называться сыном и просил лишь принять его как слугу… А ведь он как сын так не имел право на отцовское расположение.

Какая разница между двумя братьями! Один требует, другой сознает свою вину и только смиренно просит принять его, как слугу. Не чувствуете ли вы, братие, как неприятно требовательность старшего сына, хотя бы и заслуженная. Так, всякое доброе дело, если оно подчеркивается как заслуга, оказывается потерявшим свое доброе качество. Оно не любит выставляться напоказ; наоборот, начало истинного доброго дела — это именно сознание, что так и должно было сделать, что в этом нет ничего особенного, а сама мы лишь непотребные рабы, сделавшие только то, что должны были сделать, по слову Господа.

Таким образом, не самомнение, не любование своими заслугами, а смиренное сознание своего недостоинства, — вот что должно быть присуще нам постоянно. Вот почему Господь Иисус Христос прежде всего указывает для Своих учеников, как необходимое свойство иметь нищету духовную, сознание своего недостоинства: блаженни нищие духом, яко их есть Царствие Божие!

Вот почему в преддверии Великого Поста святая Церковь и напоминает нам в сегодняшнем Евангельском чтении об этих двух братьях. Начало поворота к доброй жизни лежит в нищете духовной, в сознании человеческом своего недостоинства.

И пока человек не понял, что его духовное богатство ничего не значит, что его жизнь еще полна многих зол, что он в сущности нищий духовно, — пока он этого не понял, он так и остается

 

 

142

в этом довольстве, остается в беспробудном нравственном сне, без поворота к добру. Почувствовать всей душой, переболеть сердцем, оплакать свою духовную нищету — вот путь к исправлению, путь возврата к начальной чистоте, как у евангельского блудного сына.

Заглянем же каждый в себя: есть ли у нас эта нищета духовная, а постараемся разжечь в своем сердце это покаянное сознание евангельского блудного сына и как он, обратимся к Отцу Небесному: Отче, согрешил и на небо и пред Тобой, и уже недостоин называться Твоим сыном. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.